Атака живых фотографов

150        0        FB 0      VK 0
23.12.11    ТЕКСТ: 

Классика соц-арта Бориса Орлова и художника молодого поколения Сергея Шеховцова, имеющего уже на своем счету весомое количество персональных выставок и даже представлявшего Россию на Бразильской биеннале, объединила очевидная тяга гипертрофировать и таким образом развенчивать образы и культурно-идеологическую атрибутику какой бы то ни было эпохи.

Их совместный проект «Remix» — серия скульптур, подводящая некий итог ценностным и идеологическим изменениям, произошедшим в России со времени распада СССР до настоящего момента. Констатация, прямо скажем, запоздалая, даже несмотря на свой благой, по сути правдивый и простой, смысл.

Открытие выставки 13 декабря в галерее XL предварял перформанс, в течение которого авторы водружали символы новой государственности на постаменты, собирая их, словно конструктор-трансформер, из набора предметов, заранее заготовленных в зале галереи. Появление художников, облаченных в белые строительные костюмы, чем-то напоминавшие костюмы астронавтов, сопровождалось «Полетом Валькирий» Вагнера и вызвало нешуточный ажиотаж у фотографов, собравшихся задокументировать данное событие. И вот здесь-то как раз и началось самое интересное. То ли музыка, по эмоциональному заряду в разы превосходящая довольно ординарный перформанс, так подействовала на фотографов, то ли, сами того не зная, они вдруг вошли в роль и стали частью перформанса, только происходящее стало стремительно приобретать абсурдный оттенок.

Словно выход в свет голливудских звезд, каждое движение художников сопровождали многочисленные вспышки фотокамер, парадоксально вторя смыслу самой экспозиции. Фиксация на медианосителе, попадание на экран, — вот действительный инструмент «опьедесталивания» некой идеи или ценности. Как будто вдруг, в предлагаемой художниками разрозненной системе ценностных (и ценовых) «ориентиров» появилось недостающее звено, как раз и позволяющее связывать и омассовлять новые титульные образы. Фотографы, неожиданно ставшие частью этого, по идее горько-ироничного перформанса, исполняли роль «массмедиа» — всеядной (за исключением известных политических тем) системы передачи и репрезентации образов, ценностей и мнений. Можно здесь привести мысль американского социолога испанского происхождения Мануэля Кастельса о том, что сегодня только попадание в медиасреду утверждает бытие любого явления или события, даже несмотря на то, что применительно к миру современного искусства эта идея кажется непростительно огрубляющей и простой. Но все же, вроде бы в России в области современного искусства явных селебрити пока нет.

Итак, в то время, как Орлов и Шеховцов примеряли своим скульптурным бюстам-тотемам разные головы, схожие в том, что наглядно демонстрируют власть денег и капитала, — фотографы и операторы вереницей следовали за художниками по залу, не упуская ни единого их жеста. Энтузиазм фотографов идеально дополнил смысловую сторону перформанса и немало разнообразил зрелищную.

И хотя напоминать людям о духовных ценностях, в противовес мирским, не бывает лишним никогда, эта совместная работа двух художников, каждый из которых по-своему тяготеет к имперскому стилю, не открыла нам, к сожалению, ничего нового. Возможно, правильно было бы воспринять эти намеренно несуразные и нелепые скульптуры-трансформеры как напоминание, что даже при том, что «мы стали более лучше одеваться», постперестроечная мешанина в головах никуда не делась. Однако, досконально изучившему в своем творчестве атрибуты власти брежневской эпохи Борису Орлову в проекте «Remix», как будто, приходится работать с материалом, лишенным той брежневской поэтики, а поэтика ремикса, хоть и выглядит внятным и доходчивым высказыванием, но почему-то не трогает.

Материал подготовила Катерина Белоглазова

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.