#Видеоарт

Кирилл Преображенский: «Нам хотелось показать, что художественная воля есть»

793        1        FB 0      VK 0

Как создавалась VIDIOT, его структуре и путях развития

15.05.14    ТЕКСТ: 
1

Кирилл Преображенский на презентации дипломных проектов студентов Школы Родченко в 2011 году // Фото: Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко

Aroundart начинает выкладывать цикл журналов VIDIOT — сборников современного медиа- и видеоарта, созданных по инициативе художника Кирилла Преображенского и до сих пор существовавших только на редких DVD. На сайте уже доступен первый номер «Видиота» — «Черемушки» (2007), посвященный психогеографии. О том, как создавался VIDIOT, о его структуре и путях развития Елене Ищенко в первой части интервью рассказал его главный автор, вдохновитель и продюсер Кирилл Преображениский.

ЕИ: Последний выпуск «Видиота» вышел года полтора назад. Вы собираетесь продолжать работу над ним или этот проект уже в прошлом?

КП: Некоторые мои проекты, и «Видиот» в том числе, существуют исключительно на энтузиазме. Я не институция и не должен делать определенное количество выпусков журнала в год. Квартирная галерея «Черемушки» существует по такому же принципу: есть кураж, есть предмет для разговора – я делаю выставки. Но годовой план я не закладываю. С «Видиотом» примерно такая же история.

«Видиот» не в прошлом, это живая история. Прошлым летом, в Гараже, в рамках российско-голландского года был показан совместный номер VIDIOT/ NL 24, состоявший из 12 российских и 12 голландских одноминутных видео. Сейчас мы готовим новый выпуск, который будет посвящен играм – видео, компьютерным, ролевым. Правила, повторяемость, уровни – обо всем, что связано с игрой. Это не слишком оригинально: за последние года два прошло несколько выставок на эту тему. В основном были зарубежные инициативы, но и у российских авторов появился некоторый объем работ – у Лены Артеменко, Нади Гришиной и других. Обычно тема номера так и возникает: я вижу какие-то тенденции, появляются две-три работы, возможно, нереализованных, в рамках проекта. Эти работы становятся основой выпуска, остальные подтягиваются и, как правило, создаются специально для «Видиота».

ЕИ: Как изменился «Видиот» с момента его появления?

КП: В начале это был мой личный видеолейбл, потом ко мне присоединился Илья Коробков и другие студенты школы Родченко, появился журнал. Он существует с 2007 года, и за это время структура и форма журнала сильно менялись.

Вот, например, первый выпуск, «Черемушки», посвященный психогеографии. В нем есть жесткая структура, рубрики, тексты – это настоящий журнал. Помимо собственно работ, есть интервью – с Борисом Юханановым, Джимом Харритасом, Антонио Джеузой и другими. Есть рубрика «Архив», в которой довольно уникальные вещи – отрывки из видеофильма «Особняк» Бориса Юхананова или мой старый перформанс с Приговым, где его голос управляет программой монтажа. Второй номер состоял из трех работ, которые не были подчинены одной теме, а третий был посвящен времени как одной из базовых категорий видеоискусства. Структура рубрик здесь была другая, музыкальная: «Увертюра», «Либретто», «Адажио» и так далее.

В смене главных тем номеров журнала присутствует определенная редакторская логика: сначала это было исследование психогеографии, то есть места, второй номер был «открытым», третий был посвящен времени. С четвертого номера структура и дизайн изменилась. Нам захотелось быть последовательнее и радикальнее – исключить элемент текста, оставить только видео. Четвертым стал феминистический номер под названием «7 девичьих историй». У каждого из авторов, то есть семи девушек, студенток Школы Родченко, я взял интервью, попросив вспомнить волнующие события из детства, но для чего это интервью, не сказал. Эти интервью и заменили привычный текст о художнике и его работе, которые были в предыдущих выпусках «Видиота». В итоге получился забавный эффект: столкновение авторского повествования и работы.

После женского номера мы решили, что логично сделать детский. Он работал по похожему принципу: работы художников предварялись короткими видеозаставками из сказок с советских грампластинок. Отдельным релизом вышел видеофильм «Путь Самоделкина», такое приложение к журналу. Вместе с ним, получается, семь выпусков.

Развитие интерфэйса «Видиота» состояло в движении к цельности – нажимаешь один раз кнопку и смотришь, чтобы исключить лишние действия, выбор, чтение. Как телевизор.

ЕИ: Вы же в итоге сделали канал TVIDIOT.

КП:  Был сделан прототип интернет-канала, решены все идеологические и концептуальные вопросы. Канал проработал около года. Его идеология состояла вот в чем: несмотря на то, что это был сетевой канал, мне было важно, чтобы он не мог разбираться на части. Он должен был вещать как телевидение. У зрителей не было опций посмотреть отдельную работу или вытащить что-то из потока – он работал с одной кнопки. И мне было очень важно сохранить это свойство телевидения. Мы использовали телевизионные модели – дневная вещательная сетка, ночная, вечерняя. Как на эфирном телевидении: в прайм-тайм – программы, позднее – фильмы, музыка. Контента было очень много. Кроме того, была сделана дизайнерская рама канала – отбивки, заставки, рекламные блоки. В Школе Родченко на втором курсе у меня до сих пор есть такое задание для студентов – отрекламировать то, что никогда не рекламируется, какое-то понятие, концепт, какую-то дурь. Вот эти работы мы тоже поставили в эфир.

Мне нравится сетевая активность – Youtube, например. Такие гигантские склады всего на свете, помойки. Но мне не хотелось этого, наоборот – хотелось показать, что есть какая-то художественная воля, есть определенная традиция, и мы, как компания авторов, не даем зрителю возможность выбирать.

ЕИ: Почему TVIDIOT перестал работать?

КП: Любую активность нужно поддерживать, и у меня, честно говоря, руки не всегда до этого доходят. Я не могу сидеть и загружать контент, следить за тем, как это работает, вовремя оплачивать домен. Главное, что стало понятно-это действующая модель. Если будут люди, серьезно в этом заинтересованные, проект можно легко реанимировать.

ЕИ: Как вы представляете развитие «Видиота» сейчас?

КП: В кураторских выпусках. Я хочу передавать кураторские функции от номера к номеру, вплоть до того, чтобы куратор сам в обсуждении с другими членами редколлегии придумывал тему. Первым таким куратором, естественно, стал Илья Коробков выпустивший совместный российско-голландский номер «Видиота» с одноминутными видео. Затем должен был выйти номер Пети Жукова. Мы решили, что после детского выпуска нужно сделать номер про смерть (посвященный памяти нашего товарища и коллеги – Лени Студеникина), дали ему предварительное название – Dance Macabre. Многие работы были собраны, но Петя, к сожалению, закопался, не смог довести до конца свою редакторскую работу и в итоге, кстати, прервал периодичность «Видиота». Так что сейчас у нас фактически есть материал для двух выпусков журнала – про игру и про смерть.

ЕИ: Над «Видиотом» работают только студенты и выпускники Школы?

КП: Нет. Вот, например, в детском выпуске есть работа Ирины Биргер, не имеющей к Школе никакого отношения, есть и другие авторы. Но большинство работ – это, конечно, работы студентов и выпускников школы. Я объявляю тему номера и предлагаю студентам и выпускникам сделать работу на эту тему.

ЕИ: Вы как-то отбираете эти работы или в «Видиот» входят все видео?

КП: Работы, которые делаются в Школе Родченко, я отслеживаю на всех этапах. Проще говоря, я их продюсирую. Так что никакого отбора не происходит, все понятно еще на этапе создания работ. Очень важную продюсерскую работу также выполняет мой друг и сооснователь «Видиота» Илья Коробков, он полностью отвечает за концепцию и качество редакционного контента, дизайн, перебивки, монтаж. Кроме того, он берет на себя множество технических моментов, потому что студенты часто очень неаккуратно делают монтаж, звук – у них не всегда хватает соответствующих навыков.

Вообще, изначально идея «Видиота» состояла в том, чтобы предоставить молодым авторам платформу для творческого высказывания. В 2007 году, когда «Видиот» появился, ничего не было, да и сейчас в общем-то мало мест, где показывают молодых художников видео. Они поступают в школу, учатся, создают работы – а что делать с этим дальше? С другой стороны, хотелось создать более широкий, чем Школа Родченко, контекст – исследовательский, теоретический.

Кирилл Преображенский, Дмитрий Пригов, Наталья Борисова. Три грамматики

Все выпуски журнала будут доступны на сайте под рубрикой VIDIOT.

Вторая часть интервью, посвященная популярности видео, его новым формам, а также обучению этому медиуму, появится на сайте вместе со вторым выпуском журнала VIDIOT

Добавить комментарий для Воскресный вечер с ART_BUZZ #4 | Aroundart.ru Отменить ответ

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.