#Биеннале молодого искусства

Ресентимент как следствие апокалипсиса или завтрак в тропиках с поцелуем

576        4        FB 0      VK 0

О мечтах молодых художников и звучании канонической фразы Мартина Лютера Кинга в заглавии основного проекта 4-й молодежки

12.08.14    ТЕКСТ: 

«Время мечтать», основной проект IV Московской международной биеннале молодого искусства, Музей Москвы, 26 июня – 10 августа

Вероника Якатич-Сабо, «Время мечтать», основной проект IV Московской международной биеннале молодого искусства, Музей Москвы

Вероника Якатич-Сабо

В прошлые выходные закрылся основной проект IV Московской международной биеннале молодого искусства – в двух самых больших пространствах Музея Москвы британский куратор Дэвид Эллиот собрал работы более семидесяти молодых художников из России и зарубежа в экспозицию под названием «Время мечтать». Анна Быкова размышляет о мечтах молодых художников и звучании канонической фразы Мартина Лютера Кинга сегодня.

Биеннале молодого искусства в этом году курировал Дэвид Эллиотт, предложивший своего рода продолжение киевской апокалиптичной Биеннале-Арсенале 2012 года. В Москве Эллиотт продолжает драматизировать и утрировать, оставаясь экстравагантным. Молодежное искусство, собранное им со всего мира в Провиантских складах Музея Москвы, кажется до слез серьезным и до вычурности выразительным. Кураторский диагноз и наказ поколению – «A time for dreams / Время мечтать» и dream здесь, конечно, и сон, и кошмар, и мечта, и греза, и надежда. Весь проект может показаться своего рода вариацией киевского «Апокалипсиса и возрождения», – действительно, экспозиция начинается работой Вероники Якатич-Сабо «Не мечтай, что всё кончилось / Don’t dream it’s over», – но не совсем.

Группировка ЗИП, «Время мечтать», основной проект IV Московской международной биеннале молодого искусства, Музей Москвы

Группировка ЗИП

Кураторский текст определяет название проекта цитатой, отсылая к конкретной очень мечте Мартина Лютера Кинга о преодолении расовой сегрегации и имеет сильный морализаторский посыл: «искусство может создаваться только на территории морали».

Сегодняшнее поколение «до-тридцатипятилетних» молхудов вынуждено мечтать. Мечтать в качественно другой – отличной от поколения Кинга и Эллиотта – политической ситуации: их мечты оказываются больше, глубже и шире, глобальнее и абстрактнее именно в силу отсутствия реальных возможностей действовать. В состоянии «пост-апокалипсис» остается только ресентимент, то есть сублимация в ощущении собственного бессилия. Бессилия от невозможности участия в политической жизни, дисбаланса экологических систем, исчерпанности традиционных отношений, заданности социальных ролей и предсказуемости информационных потоков.

«Я не могла летать на самолете, я впадаю в чью-то власть и не могу никак влиять на свою жизнь… Пока существуют средства массовой информации, невозможно чувствовать себя спокойно и более менее самим собой где бы то ни было… Просто так беззащитных людей крутят… Разочарование режиссера во всех социальных ролях…» – это реплики из фильма Евгения Гранильщика «Похороны Курбе». Гранильщиков, видимо, хоронит таким образом саму возможность для художника т.н. дополнительной дистрибуции – разделения ролей «живописца» и «политика». Франциска Клоц пишет «Апокалиптические пейзажи» «в условиях, когда воздействие человека на климат кажется уже необратимым». Гайша Маданова визуализирует в шелкографии фотографии из книги «Волшебная сила растяжки», иллюстрируя так называемый «синдром заученной беспомощности», который «возникает у человека после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства». «Художественный формализм, – пишут Олег Мишечкин и Ирина Протопопова, – реакция на беспомощность политического искусства… Искусство рождается от отчаяния (читай – безделья).» СуперБарбара в анимационном фильме Бунсри Тангтронгсина спасает мир в ситуации нерешенных проблем, узнаваемых «из-за знакомого каждому чувства разочарования, наступающего после неудачной попытки эту проблему решить».

Павел Отдельнов, «Время мечтать», основной проект IV Московской международной биеннале молодого искусства, Музей Москвы

Павел Отдельнов

Мечты молодых теперь выходят за рамки конкретных желаний и требований – это мечты-размышления о том «как если бы вдруг всё», мечты-страхи генных мутаций, мечты-переживания за планету, мечты-сны о перераспределении ролей: имущественных и гендерных. И если немногим раньше художники переворачивали вертикали иерархий: лезли на Маяковских и вызывали Президентов на боксерские поединки, теперь они работают в горизонтальном поле – строят деревянные танки для одиночного пикетирования (Группировка ЗИП «Район гражданского сопротивления»), просят канцлера Германии покрасить детские площадки в цвета румынского флага (Джамо) и отключаются от средств массовой информации (Кирилл Гаршин – «проект о чувстве апатии и безысходности, которые испытывает пациент психиатрической клиники»).

Еще немногим ранее художники обнажались, экстатически обнаруживая собственную телесность, «становились» животными и юродствовали на площадях, увеча самих себя. Теперь телесность обнаруживается через ее деконструкцию: представление людей разных гендерных сообществ, среди которых транссексуалы и травести (Наталья Максимова).

Завоевания природы – лэнд-артом, опен-эйрами, путешествиями вглубь с насилием животных – теперь трансформируются в зачарованное созерцание результатов экологических катастроф и подвигов биоинженерии: подсвечивание зеленым светом растений, погибших от выброшенного в атмосферу фторида (Суджин Лим), высыпание на собственную голову ведра песка после осушения водоемов (Кхвай Самнанг), любование животными с пересаженными генами и обнаружение свинины с говяжьим запахом и вкусом (Роберт Чжао Женьхуэй / Институт критических зоологов).

«Время мечтать», основной проект IV Московской международной биеннале молодого искусства, Музей Москвы

СМИ и сама медийность, бывшие чуть ранее желанным освещением скандалезных перформансов или поводом для разоблачения провластных идеологем, в сегодняшнем искусстве становятся материалом для исследований, шкатулкой технологических приемов или стимулом для изучения истории информации – вплоть до археологии медиумов, вплоть до мифов, сказок и мультипликационных фильмов. И здесь появляется восточные пери (Бахыт Бубиканова), самосжигающиеся будды (Тензинг Ригдол), оживший Питер Пэн (Кейт Эллиотт) с Барби (Ди Фан), а склады промзон и панельные дома Подмосквья превращаются в Ковчеги и Стоунхенджи (Павел Отдельнов).

Все эти четыре главные темы – протест, гендер, экология, медиа – подаются Эллиоттом экспрессивно и выразительно: это крупноформатная живопись, анимация, габаритные инсталляции. И эти четыре темы пересекаются и множатся: твитты египтян, переданные специально созданной для этого программой по голосовой почте во время протестов 2011 года (Хеба Йехия Амин), «живые картины» из репортажей с митингов в Стамбуле, Каире и Москве (Ивон Хабровски), живой попугай, повторяющий звуки входящих сообщений, электронных писем, священные молитвы и протестные лозунги (Альберт Сэмрет), Че Гевара, зевающий и засыпающий на цифровом билборде (Хулиан Сантана), видеонарезка из телепередач о том, какой принцессой и хозяйкой «должна» быть женщина (Анастасия Вепрева)…

И своим проектом Эллиотту, что любопытно, удалось предложить глобальные метафоры молодости: это завтрак как «путь к вступлению в социальное измерение» (Чэнь Чжоу), изобильные, гниющие и неконтролируемые тропики (Донна Онг), поцелуй двух парней в Бухенвальде (Исаак Чун Вай), Человек-матка с неопределенным полом (Лу Ян), съедающие друг друга 12 ослепленных великаном сестер (Юри Кенсаку), лишенный культурной памяти манкурт в мегаполисе (Гульнур Мукажанова), девушка на столбе (Ольга Кройтор), напрасная исповедь за решеткой (Кристиан Немет), хоронящий живопись видео-художник с камерой мобильного телефона (Евгений Гранильщиков) или мужчина, смотрящий на стоящую у парапета девушку, за которым – «Конец индустриальной эпохи» (Владимир Логутов). Конец.

Фото: Ольга Данилкина

Добавить комментарий

Новости

+
+

Загрузить еще

 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.