Мы привыкли, что коллажи – это сложные констелляции вырезок из журналов и газет, образовавшие запутанные семантические конструкции. Джон Стезакер, чья ретроспектива недавно открылась в Уайтчепел, работает в этом жанре уже почти сорок лет и его работы разрушают наши представления о коллаже . Очень часто он совмещает всего лишь две фотографии, накладывая одну на другую или располагая их бок о бок,и делает это, казалось бы, совсем безыскусно. Для своей серии «Маски» он просто взял открытки со знаменитыми или, наоборот, безвестными людьми и приклеил на них пейзажные открытки чуть меньшего формата. Никаких ножниц – только клей. В результате этого наложения в скалах или деревьях легко угадываются антропоморфные очертания, прямо как у Рене Магритта. Но иногда созданный образ намного сложнее, и заставляет воссоздавать визуальные ассоциации самого автора. Он вынуждает зрителя искать те линии и формы, которые бы нарисовали отсутствующую голову. То есть художник, манипулируя контекстом, делает Магриттом самого зрителя, который в свою очередь пытается (порой безуспешно) вернуть «дегуманизированному» его «человеческое». В результате получается парадоксальное: дегуманизированное с человеческим лицом.
Джон Стезакер нередко использует всего лишь один найденный образ, ничего не добавляя, а, наоборот, редуцируя. В этом случае художник переставляет акценты, перемещая внимание зрителя с «важного», на маргинальное. Такова, к примеру, серия «The3dpersonarchive». Стезакер собрал старые фотографии городской архитектуры, куда попали, как это водится, случайные прохожие. Эти крохотные неприметные фигурки и стали главными действующими лицами его работ. На это раз художник превращает зрителя в героя“Blow-up” Антониони, заставляя мысленно увеличивать изображения и пытаться установить личности этих незнакомцев. В других работах Стезакер просто блокирует смысловой центр произведения, например, поцелуй в кадре с поцелуем, или объект, на который направлены испуганные/изумленные взгляды героев фильма, доводя приемы голливудского кино или хичкоковского саспенса до полного абсурда. Надо сказать, что нечто подобное делал и Джон Балдессари в своих поздних работах. Но Стезакер не прибегал к гигантскому формату, а в отличие от американского художника предпочитал ему скромный формат коллажа. Да и кино для Стезакера всегда было и осталось главной темой. Звезды Голливуда, замершие перед фотообъективом, или стоп-кадры, выхваченные из бурлящего потока американских фильмов, — все они вырываются из мира движущихся образов, и задают новое движение – ассоциативное и синтезирующее.
John Stezaker
28 January – 18 March 2011
London, Whitechapel Gallery, Gallery I
Обзор выставки подготовил: Андрей Шенталь (Лондон)
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.