На этот раз мы решили взять интервью у семейной пары художников, и узнать, как жить/ работать вместе, находясь друг с другом плечом к плечу 24 часа в сутки. Примеров таких пар, на наш взгляд, в мировой практике не очень много, чаще встречается такое явление, когда один — творец, а второй — менеджер и помощник. Итак, попробуем разобраться – хорошо ли, когда два художника живут вместе или губительно для профессии.
— Как давно вы вместе?
Плющ: 4 года Ира: мне кажется, что нам нужно расстаться, Ваня, 5 лет! Плющ: хорошо, 6.
— Как вам кажется, выживать в нашем мире искусства легче вместе или по отдельности?
Плющ: хорошо, когда один художник, а второй — бизнесмен, (прокормит обоих, если что), но все-таки есть положительные аспекты в одной профессии. Ира: я считаю, что все равно, один человек или двое, даже лучше если один, не будет такого давления.
- Многим со стороны кажется, что вдвоем легче пробиться, нет?
Ира: Человек может помочь только сам себе. Тяжело, когда оба художники. Идеальный вариант иметь все же две мастерские, чтоб никто никому не мешал. Не мозолил глаза.
- Вы знаете семейные пары художников, которые вместе живут и работают? Елагина и Макаревич и Миша Мост и Майя, Диана Мачулина и Сергей Калинин. То есть это не феномен. — Кто все же кормилец в семье?
Плющ: По разному, кто когда что-то продает, тот и кормит.
— А чаще кто?
Плющ: последнее время я чаще, раньше, когда организовывалась студия «Непокоренные», Ира.
- Есть ли ревность к успехам партнера?
Плющ: нет, совсем нет, успех другого воспринимается, как личный.
- То есть работа на семью? Все в дом?
Плющ: да, все проекты все равно обсуждаются совместно, и получаются чуть-чуть общие.
— Как поступаете, если предложение о выезде поступает одному из вас?
Плющ: если есть финансовая возможность, то едим оба, если нет, я ездил на выставку один в Милан один, а в Южную Корею, несмотря на то что выставлялся один, ездили вместе с Ирой. Когда Ира училась в Берлине в Высшей школе искусств, я приезжал на месяц к ней. Но, всегда стараемся изыскивать возможность, чтобы поехать вместе, так удобнее для всех, совместные знакомства, наработка связей, международное общение легче осуществлять вдвоем, тем более Ира частенько помогает с переводом и может быстро и четко изложить концепцию или идею.
- А в резиденции, если поступит предложение кому-то одному, ну то есть надолго?
Ира: второй может поехать всегда, в резиденциях с этим просто.
— Вы расстаетесь хоть иногда, такое ощущение, что вы всегда вместе?
Да, расстаемся, но не очень часто. Когда ездим, глупо расставаться, так как нужно всем быть. Мастерская одна на двоих, квартира одна, хотя подчас очень хочется. Приходится изыскивать возможности, чтоб побыть наедине со своими мыслями, например, один дома рисует эскизы, второй идет работать в мастерскую.
- Не мешаете друг другу работать?
Нет, никто не мешает, в мастерской уживаемся, у каждого своя территория. В Париже немного толкались, но приспособились, когда были в резиденции этой осенью.
- Помогаете ли друг другу в создании проектов, если не совместные?
Плющ: бывает, я придумываю, но не хватает деталей, а Ира доводит проект «до ума».
- Часто ли не сходитесь во мнениях, ссоры? Профессиональные конфликты?
Ира: профессиональных конфликтов не бывает, но во мнениях расходимся, но все же это не спор, это системное обсуждение.
- Кто уступает чаще?
Ира: чаще в обсуждении принимается моя точка зрения, то есть, отвечая на вопрос, получается, что уступает Ваня. Плющ: у меня больше логика, а у Иры чутье, и я соглашаюсь, что лучше сделать так, как говорит Ира. Это касается не создания самого проекта, а способа его подачи, репрезентации, концепции. Ира лучше чувствует текст. Что говорить, Ира вообще лучше чувствует: интуиция. Приходится слушать.
— Какой был ваш первый совместный проект?
Вы же были самостоятельными художниками, а тут оп и совместное творчество. Плющ: наш совместный дебют состоялся на выставки в Лофт проекте «Этажи» на выставке «Память полей» в 2008 году. Получилось сыро, каждый выступил в своей живописной манере, и это плохо соединилось друг с другом, не учли специфики друг друга, не додумали, не доработали. Потом в галерее «Люда» у Пети Белого. Петя предложил нам сделать по выставке, но мы придумали сделать общую историю. В этот раз все получилось, это была не живопись, а объект, придуманный нами совестно. Потом уже сделали живопись абстракции для проекта Евгении Кикодзе в галерее Гельмана на Полянке. Кстати, всю специфическую технологию нанесения краски на холсты придумала Ира, а эскизы и идею Иван.
- А галереи предлагали вам сделать совместный проект?
Нет, не предлагали. Из последнего: для выставки в Русском музее мы Боровскому показали наш совместный проект, он одобрил. Вот теперь у нас будет проект на выставке «Врата» в апреле. Ира: единственное, что нас страшит в совместной деятельности, что бы я не превратилась в героиню фильма Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» (смеется), но этого не будет.
Алёна Лапина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.