Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Интервью с Винсантом Сатором

114        0       
29.03.11    ТЕКСТ: 

« Я так устал все время говорить про черный квадрат… »
Интервью с Винсантом Сатором (Vincent Sator), соучредителем галереи Blue Square в Париже.

Ю. Г. : Винсант расскажите как так получилось, что Вы стали заниматься русским искусством ? Обычно в этой области работают либо выходцы из России, либо иностранцы, пожившие в стране…

В. С. : Для меня все решила одна встреча. Я интересовался современным искусством, учился в Женеве и мечтал работать в галерее, но никогда не думал специализироваться на России. Честно говоря, я практически ничего не знал о русском искусстве, кроме таких общеизвестных имен как Малевич или Кабаков…пока не познакомился с Дианой (Dianne Beal). Диана — американка. Она долгое время жила в России, тогда еще Советском Союзе, лично знает многих художников… Мы встретились при организации одной выставки и она заразила меня своей страстью к русскому искусству. Почти сразу возникла идея организовать галерею. Так вот и вышло, что русская галерея в Париже открыта французом и американкой.

Ю. Г, : Художники, представленные в галерее, из эпохи пребывания Дианы в Советском Союзе?

В. С.: Конечно основное направление галерее задали художники, выбранные Дианой : советское искусство 70х-80х годов. Это художники так называемого « Второго авангарда », использующие как источник вдохновения русское искусство 20х-30ходов. Такие большие мастера как Эрик Булатов, Игорь Макаревич, Оскар Рабин… Следующая группа художников, представленных в галерее, относится к 80м годам, например Юрий Авакумов. Но я в большей степени интересуюсь молодым поколением. Постепенно в галерее стали появляться такие более современные и более интернациональные авторы как Алексей Васильев, Евгений Фикс или Глюкля и Цапля. Васильев живет в Париже, Фикс в Нью-Йорке…Можно сказать, что за классиков отвечала Диана, а за современное искусство Диана и я.

Ю. Г, : Вопрос, который я традиционно задаю людям, занимающимся продвижением русского искусства в Европе : не кажется ли Вам, что русские художники никак не могут выйти из рамок русского авангарда? И не блокирует ли такой постоянный « взгляд в прошлое » их развитие?

В. С.: Это настоящий вопрос и сюжет для размышления…ваша проблема в том, что в начале прошлого века Россия дала миру художников действительно уникальных,
которые сыграли очень важную роль в истории искусства. Потом идет своего рода провал — сталинская эпоха, о которой очень мало, что известно. И только в 60е годы начинают происходить интересные вещи. Своего рода ренессанс. Я думаю, художникам просто необходимо было переосмыслить свое прошлое, вернуться к русскому авангарду. Я вижу все поколение русских художников до настоящего времени, как своего рода заложников собственного великого прошлого…Главная задача русского искусства это суметь перерасти проблематику русского авангарда. Есть конечно и еще одна большая проблема : европейскому зрителю зачастую просто не хватает культурных кодов для понимания русских художников. Вот он и старается найти какие-нибудь смысловые зацепки, отсылающие к знакомым по истории искусства произведениям, таким как черный квадрат и т.д…Но только между нами : я так устал все время говорить про черный квадрат…

Ю. Г. : Хорошо, не будем про квадрат,…но ведь это своего рода символ российского искусства для иностранцев. Вот и последняя « русская » выставка в Лувре, где кстати участвовали художники из Вашей галереи, не обошлась без обращения к этой теме…

В. С. : Это нормально, ведь так как куратор Мари-Лор Бернадак не специализируется на русском искусстве и поэтому начала, как и все европейские кураторы, с самого известного…

Ю. Г. : Интерес к той или иной стране и ее символам создает модные тенденции в современном искусстве. В начале 90х начался интерес к русскому искусству, потом перекинулись на китайцев, теперь на Восточную Азию…Действительно ли прошла мода на русских и как теперь нам быть?

В. С. : Да, в начале девяностых была сумасшедшая мода на русских. Но для меня это скорее отрицательное явление. В такие моменты появляется много малоинтересных, второстепенных художников, которые используют ситуацию, чтобы делать деньги и портят общее впечатление о стране. У меня много друзей, которые из-за этого скептически относятся к русскому искусству : мол знаем мы знаем, все одно и тоже…A я им говорю нет, приходите в галерею — уведете действительно интересных авторов.

Ю. Г. : А каких русских современных художников Вы считаете по настоящему интересными?

В. С. : По настоящему интересный русский художник это тот, чье творчество будет понятно жителю Южной Америки. Для меня таким является Макаревич, хоть он и из старшего поколения и широко использует русскую эстетику и символы. Но они у него приобретают универсальный смысл. Во время открытия выставки Макаревича в нашей галерее, я видел реакцию посетителей, они были действительно тронуты его работами. Другой пример это фотографии Васильева. Не знаю, можно ли считать его русским художником, так как он уже давно живет в Нью-Йорке. Но работы его мне кажутся очень русскими по духу. В фотографиях Васильева есть такая исключительно славянская ностальгия, смешанная с долей сумасшествия. Это очень увлеченный своим делом человек, как и все русские, впрочем…

Ю. Г. : Какие у Вас планы на будущее? Я знаю, что Диана вернулась в Вашингтон, чтобы открыть там галерею. Вы будете продолжать сотрудничество?

В. С. : Да, конечно. Я собираюсь открыть свою новую галерею в Париже, но уже не только с русскими художниками, хотя и русских тоже сохраню, в основном современных. Но большую часть художников будет продолжать продвигать Диана. Можно сказать, что Galerie Blue Square переехала в Вашингтон. Для Дианы любовь к русскому искусству действительно является страстью и делом всей жизни, я же люблю современное искусство в целом, независимо от национальности художника. Но мы обязательно будем поддерживать контакт и делать совместные проекты.

Ю. Г. : На Ваш взгляд, какие есть пути для развития русского искусства?

В. С.: Путь только один : интегрироваться в общемировой художественный процесс.

Автор интервью: Гарбузова Юлия

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.