Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Алина Гуткина об актуальных мальчиках

297        0       
31.03.11    ТЕКСТ: 

Экспозиция на персональной выставке Алины Гуткиной «Индустрия актуальных мальчиков» в галерее GMG открывалась конструкцией из нескольких мониторов: можно было развалиться на тюфяках и посмотреть видеоработу «Никита Стар» («Nikita 57ar»). Пару лет назад художница сказала в интервью, что видео для нее второстепенно (относительно инсталляций, например), но, судя по увиденному в галерее, именно видеоработы оказались скрепляющим материалом, соединяющим воедино разнородные работы за несколько лет.

Экспозиция на персональной выставке Алины Гуткиной «Индустрия актуальных мальчиков» в галерее GMG открывалась конструкцией из нескольких мониторов: можно было развалиться на тюфяках и посмотреть видеоработу «Никита Стар» («Nikita 57ar»). Пару лет назад художница сказала в интервью, что видео для нее второстепенно (относительно инсталляций, например), но, судя по увиденному в галерее, именно видеоработы оказались скрепляющим материалом, соединяющим воедино разнородные работы за несколько лет.

Показательно, что огромная стена лестничного пролета между первым и вторым этажами галереи стала экраном для еще двух короткометражных фильмов Гуткиной – «Филипп» и «Oldschool». Как и видео про Никиту, «Филипп» сосредоточен на теме городской молодежи, но уже не просто на бытовом однообразии, когда «ничего не происходит» и «сигареты одна за одной скуриваются», а на трансформации этого условно спокойного, но тревожного единого поля не-знания-куда-себя-приложить во фрагментированный мир агрессии. Душевные смуты подростка перенесены на формальный уровень: видеоряд не совпадает со звуковым рядом, фигура бегающего по помещению человека сменяются кадрами с хип-хоп выступления и баскетбольного матча. В видео «Oldschool» невидимый рассказчик повествует о том, как он стал себя ассоциировать с определенной субкультурой. Действуя от противного, намечая то, что ему не нравится, молодой человек выбирает себе сообщество по душе. Агрессия присутствует здесь как отправная точка самоидентификации. Рассказчик объясняет свой выбор, логику поступков, артикулирует свое понимание изменений в мировосприятии молодежи. Возможность саморепрезентации и отсутствие авторской манипуляции напоминают манеру американского документалиста Эррола Морриса. Стоит добавить, что на выставке современных российских художников «Модерникон», проходившей с сентября 2010 по февраль 2011 года в Турине, эти три работы составляли общий проект Алины Гуткиной, своеобразную трилогию.
По стене второго этажа от лестницы тянулась линия из четырех небольших мониторов. Художница продолжила тему подростковой неприкаянности и скуки, потенциально чреватой агрессией: мальчики на крыше дома, беседующие о чем-то между собой, скучающие мальчики, бродящие рядом с многоквартирными домами-коробками. Во втором случае чувствуется совершенно интернациональный характер происходящего, такое видео можно было снять и в балтиморских трущобах и в парижских ашелемах.

Экспозиция на персональной выставке Алины Гуткиной «Индустрия актуальных мальчиков» в галерее GMG открывалась конструкцией из нескольких мониторов: можно было развалиться на тюфяках и посмотреть видеоработу «Никита Стар» («Nikita 57ar»). Пару лет назад художница сказала в интервью, что видео для нее второстепенно (относительно инсталляций, например), но, судя по увиденному в галерее, именно видеоработы оказались скрепляющим материалом, соединяющим воедино разнородные работы за несколько лет.

Показательно, что огромная стена лестничного пролета между первым и вторым этажами галереи стала экраном для еще двух короткометражных фильмов Гуткиной – «Филипп» и «Oldschool». Как и видео про Никиту, «Филипп» сосредоточен на теме городской молодежи, но уже не просто на бытовом однообразии, когда «ничего не происходит» и «сигареты одна за одной скуриваются», а на трансформации этого условно спокойного, но тревожного единого поля не-знания-куда-себя-приложить во фрагментированный мир агрессии. Душевные смуты подростка перенесены на формальный уровень: видеоряд не совпадает со звуковым рядом, фигура бегающего по помещению человека сменяются кадрами с хип-хоп выступления и баскетбольного матча. В видео «Oldschool» невидимый рассказчик повествует о том, как он стал себя ассоциировать с определенной субкультурой. Действуя от противного, намечая то, что ему не нравится, молодой человек выбирает себе сообщество по душе. Агрессия присутствует здесь как отправная точка самоидентификации. Рассказчик объясняет свой выбор, логику поступков, артикулирует свое понимание изменений в мировосприятии молодежи. Возможность саморепрезентации и отсутствие авторской манипуляции напоминают манеру американского документалиста Эррола Морриса. Стоит добавить, что на выставке современных российских художников «Модерникон», проходившей с сентября 2010 по февраль 2011 года в Турине, эти три работы составляли общий проект Алины Гуткиной, своеобразную трилогию.
По стене второго этажа от лестницы тянулась линия из четырех небольших мониторов. Художница продолжила тему подростковой неприкаянности и скуки, потенциально чреватой агрессией: мальчики на крыше дома, беседующие о чем-то между собой, скучающие мальчики, бродящие рядом с многоквартирными домами-коробками. Во втором случае чувствуется совершенно интернациональный характер происходящего, такое видео можно было снять и в балтиморских трущобах и в парижских ашелемах.

Здесь же было представлено видео «Tagging» об анонимном уличном художнике, перемещающемся по ночному городу

Завершалась видеопрограмма работой «Мальчики, которых воспитали матери». Спроецированное на стену видео – метафорическая, притчевая история о поколении юношей, выросших в 1990-е годы. Многие из них выросли без отца или потеряли его в детстве, их воспитывали матери (или школьные учителя, которые тоже в подавляющем большинстве женского пола), и их гендерное самоопределение выражалось в болезненном утверждении мужественности вопреки действительному положению дел в семье. Такая форсированная маскулинность косвенно просматривается в предыдущих видеоработах Гуткиной. Подростки показаны выходящими из леса в женской одежде, потом они возвращаются в лес, некоторые скидывают надетое, уже не подходящее по размеру.

Стержень экспозиции из видео обрамлен инсталляциями и фотографиями. В работе «Книга» запечатлены прошлые работы Алины Гуткиной. Серия «Missed» – доски от скейтбордов, на которых напечатаны тексты о пропавших мальчиках и их снимки. Также на выставке есть инсталляция из больших светящихся шаров: это старые застиранные, измятые «трубы» и балахоны – комки из одежды, между которыми пробивается свечение. В большой инсталляции «Стена» присутствуют элементы граффити, отсылка к ранней работе «I am boy» (художница соединяла свое лицо с мужскими профилями), одежда, связанная с субкультурной спецификой, фотографии, на которых подросток бомбит стену, плакаты спортивной и музыкальной тематики. Обнажая таким образом мир подростка, художница одновременно реализует свое стремление к тотальной инсталляции, хотя тотальности здесь нет – это одна из работ среди других работ. Впрочем, также и мир подростка только кажется тотальным – это мир отчетливых разломов и случайных совпадений, и на это множество явлений и проявлений накладываются коды той или иной субкультуры, становясь своего рода идеологией, то есть красивой сказкой, а не объяснением. Это мир тоски, в котором веселость подменяется агрессией, а сама агрессия порождена во многом желанием вырваться из «маминого» домашнего пространства в асоциальную среду уличных законов. На снимках из серии «Я есть» обнаженные участки тела юношей-моделей покрыты надписями, которые как раз представляют собой субкультурные коды в действии, в первую очередь дресс-коды: «двусторонняя подкладка отсылает к 90-м» или «ЭТО не КИЧ сознание меняется». Эти идеологические конструкции подхватываются модой и производителями одежды, которые, как известно, продают не одежду, а стиль жизни. Вызревая в толще городской культуры, «народная мудрость» попадает в руки умельцев продать ее наиболее выгодным способом. Во многом условные и случайные знаки неформальных объединений, по которым узнаются свои, становятся принципиальными именно в момент их коммерциализации, о них начинают размышлять с неподдельной серьезностью (как рассказчик из видео «Oldschool»), они становятся неизменными, догматичными.

На открытии выставки прошел перформанс «Wanna Copy me». Впервые он был показан в декабре 2009 года на ярмарке современного искусства «Спутник Арт ЦУМ» в выставочном пространстве ЦУМа. В зал вышли молодые люди в футболках с надписью «Wanna copy me – fuck off». Их, согласно требованию художницы, нельзя было снимать. По мысли Алины Гуткиной, в мире, где все потребляется, вся информация о нас открыта благодаря социальным сетям, должно быть хоть что-то выключенное из этого потока. Фраза «Хочешь запечатлеть меня – пошел ты!» означает «Мы – не товар и не объект чьих-то манипуляций». Такая постановка вопроса не является чем-то новым, но, как говорится, старая школа – лучшая школа. Некоторые вещи стоит регулярно повторять.
Документалист Эррол Моррис снимал свой первый фильм очень долго, а Вернер Херцог подтрунивал над ним, обещая съесть свои ботинки, если тот наконец закончит. В итоге, обещание пришлось выполнить. Алина Гуткина долго шла к большой и представительной персональной выставке и теперь скептически настроенным гражданам ничего не остается, кроме как съесть свои ботинки.

Выставка продлится до 6 мая в галерее GMG.
Алина Гуткина
Галерея GMG

Сергей Гуськов

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.