На вопросы отвечает Язычьян Елена, xудожественный руководитель проектов (Арт-директор)
Откуда такое название? И почему вместо слова «галерея» вы используете слово «паноптикум». Это как у «Что делать?» — платформа?
Что-то вроде того…Паноптикум подразумевает под собой пространство, или склад, «всевозможных вещиц», «сборную солянку», неоднородность (например, самый известный паноптикум- это Кунсткамера); «Галерея» же чаще ассоциируется в умах наших соотечественников с пространством «white cube», у нас все иначе: и помещение — loft пространство, да и политика заведения не вполне соответствует параметрам Галерей, что можно с легкостью заметить по разнородности и разноплановости наших мероприятий, среди которых коммерческие и не коммерческие выставки, лекции, кинопросмотры, мастер- классы и пр. Inutero (лат. «в утробе»)- то, что живет «под сердцем», зародившееся, оформившееся и способное к развитию (наверное, каждый из нашей команды способен рассказать свою историю по этому поводу).
Как у вас устроено управление площадкой? Директор – куратор? Или приглашенные со стороны кураторы?
Как и в любой, осознающей всю сложность и ответственность, организации у нас существует строгое разделение обязанностей: владелец, выполняющий управленческие функции, и занимающийся распределением финансов; PR-директор, занимающийся раскруткой галереи, как в интернет пространстве, так и заключающий спонсорские и партнерские соглашения в смежных областях; художественный руководитель (или Арт-директор), составляющий выставочную программу и отбирающий проекты для выставок, приглашающий кураторов, занимающийся международной и локальной координацией; есть продавцы-консультанты. Все эти люди тесно взаимодействуют между собой, цель у нас одна, но каждому предоставлена свобода в тактике осуществления этой цели или преодоления препятствий, каждый исходит из своих личных возможностей и справляется с задачами самостоятельно. Возможно, в этом и состоит отчасти та «свобода выбора», если можно так выразиться, которую мы пропагандируем.
Мы открыты для общения и обмена опытом, поэтому работаем с независимыми кураторами и критиками в том числе, например, последний опыт такой работы у нас был с Алексеем Масляевым над проектом Таус Махачевой «Поддерживающие действия» («affirmative actions»).
Судя по информации на сайте, и потому, что открылись вы проектом Марии Федоровой и еще паре художников из Петербурга, ну и конечно последний проект, все говорит о том, что INUTERO – тесно связана (о), не понимаю, как правильно, с Петербургом?
На самом деле, открылись мы выставкой Александра Задорина еще в мае прошлого года, а проект Марины Федоровой был проведен относительно недавно.
Да, мы действительно связаны с Петербургом, поскольку существуем на базе питерской галереи ASA ART GALLERY, открывшейся еще в 2006 году. Однако питерская галерея более консервативна и ориентирована исключительно на продажи, чего нельзя сказать о московской. Общие у нас — руководство и личная коллекция картин, собранная на протяжении многих лет и имеющая довольно высокую коммерческую ценность и инвестиционный потенциал. В основном это работы нонконформистов и представителей неофициального ленинградского искусства и андеграунда, так же есть работы и современных авторов.
Более того, у нас заключено несколько контрактов с молодыми питерскими художниками, в которых мы верим и которых поддерживаем (и коммерчески, и морально). Таким, например, является Александр Климцов, чьи работы мы уже второй раз отправляем в Royal Academy of Arts, и который там весьма востребован. Безусловно, здесь нужно отдавать себе отчет в том, что западная контрактная схема в нашей действительности дает серьезные сбои, но, тем не менее, мы стараемся работать «по правилам».
Галерея занимается продажами? Вообще на что существует?
Мы существуем благодаря продажам. Понимая стихийность российского арт-рынка наш бизнес, как и любой другой, включает в себя бизнес — план, рассчитанный на 3 года (хотя многие галерейные эксперты утверждают о необходимости 5 лет) с N-ым (сумма конфиденциальна ) количеством средств на вложения.
Такое ощущение, что вы как-то отстраненно взираете на всю эту московскую галерейную возьню, с той точки зрения, что не стремитесь занять какую-то определенную нишу на художественной московской сцене, вам это не нужно?
Дело в том, что мы не хотим ассимилироваться с большинством (я не говорю про ВСЕХ) московских галерей по одной весомой причине: их политика создает препятствие для вхождения в арт-пространство совсем молодых авторов, которые часто оказываются талантливы и, к сожалению, не замечены (поскольку боятся быть отвергнутыми). Такую политику можно понять, учитывая опять- таки, ситуацию с арт-рынком в нашей стране: им не выгодно вкладываться, хотя бы потому что, почти невозможно добиться того денежного эквивалента, который соответствует уровню позиционирования галереи за короткое время (это занимает ни один год и ни один миллион); проще заниматься востребованными художниками по системе «купли-продажи».
У нас же иная политика, мы смотрим на вещи проще и работаем по всем направлениям. Именно благодаря этому перед нами открывается ряд возможностей и перспектив для развития и поддержания актуальных проектов. Мы стараемся получать удовольствие от процесса, и принимаем проекты, которые нам интересны, соответственно инвестируем в них сумму, на наш взгляд достаточную для старта. Мы не стремимся кому-то что-то доказывать, мы просто делаем свое дело и получаем удовольствие, как от работы/общения, так и от осознания того, что мы смогли кому-то помочь, хоть чуть-чуть приблизив его к цели. Поэтому навязчивой идеи в занимании какой-либо ниши у нас не стаяло изначально.
Все галереи стремятся выйти в он-лайн пространство, заводят аккаунты в фейсбуке, твиттере, вас я там не видела – это тоже какая-то политика?
На самом деле у нас есть аккаунты в facebook
на look at me, afisha, vkontakte и проч. видимо Вы просто не так искали… Более того, мы активно работаем с печатными изданиями (такими, например, как Artguide и Timeout) и их аудиториями, у нас уже сформированы базы, различных направленностей, которые справляются с теми задачами, которые ставят перед собой галереи, открывая он-лайн странички зависимого типа.
У вас на сайте в разделе «паноптикум» написано, что вы ставите своей задачей: «создать противовес уже имеющимся доминирующим тенденциям на российском арт-рынке”. Хотелось бы узнать, какие именно доминирующие тенденции и как вы собираетесь создавать противовес.
Наши «тендентции» полностью зависят от нашего субъективного мнения (коллектива имеется в виду) и того, какие проекты мы хотим видеть в нашем выставочном пространстве. От этого зависит — будет тот или иной художник выставляться у нас, наша политика- равноправие. Условия для всех художников одинаковые, вне зависимости от из CV. Как я уже отмечала выше, многие галереи отказываются работать по такой схеме, мы-нет. Мы нацелены создать вокруг себя дружескую атмосферу, в которой приятно работать обеим сторонам. Более того, у нас весьма разносторонний спектр мероприятий и нам интересны не только художники, но и вообще талантливые люди прикладного профиля с новыми идеями и энтузиазмом.
По какому принципу шел отбор художников, которые сейчас в галерее? Собираетесь ли его расширять, и опять-таки, руководствуясь каким принципом?
Как я уже отметила выше, у нас есть своя коллекция картин, которая складывалась стихийно, и которая с каждым проектом пополняется. Есть одно условие для реализации проектов: художники, если у них есть такая возможность, дарят нам одну из своих работ в благодарность за проведение выставки (если речь идет о персональной выставке). Более того, из наиболее перспективных на наш взгляд проектов мы отбираем по несколько работ на реализацию на 6 месяцев. Обычно автор узнает о нашем намерении заранее, это прописано в договоре о проведении выставки. Таким образом, наша коллекция расширяется. Безусловно, были и случаи приобретения работ с выставок в коллекцию, поскольку мы не только «варимся в собственном соку», но всячески расширяем поле нашей деятельности, мы активно взаимодействуем как с частными галереями антикварного салона, так и с галереями актуального искусства, поэтому никогда нельзя угадать, что именно ты увидишь, зайдя в понедельник в офис, будет это эксклюзивный календарь Pirelli, spin-painting Дэмиена Херста или африканская маска.
У вас есть галерейный план? Хотите ли сотрудничать с молодыми малоизвестными художниками, ну вот хотя бы с теми, кто сейчас выставился в зале Артплея «Лаборатория»?
Да, выставочный план, конечно, есть, но так как мы открылись в Москве недавно, он может немного сдвигаться из-за внезапных выгодных для галереи участий в международных и общероссийских проектах, нуждающихся в нашей площадке. В разработке одновременно находятся 3 проекта, поэтому могут возникать накладки, которые быстро решаются. Насчет «самоорганизации молодых художников», да, нам интересны «восходящие» проекты, однако, мы жаждем от них как откровения, так и концептуального подтверждения (в таких проектах для нас главное- идея, посыл, с которым художник к нам приходит, важна его мотивация).
На каких условиях вы существуете на Артплее?
На условиях арендатора.
Вы художников ограничиваете контрактами? Занимаетесь их продвижением? Ездите ли на ярмарки?
Мы всегда заключаем договора о проведении выставки. Если ориентироваться на западный образец контракта с художником, то нам кажется бессмысленным ограничивать художников в продажах, ни для кого не секрет, что у нас такая система не работает, для таких случаев просто нет ни законодательной базы, ни других институций, отвечающих за состояние арт-рынка и функционирующих на западном уровне. Однако, у нас есть несколько примеров такой практики, которые еще не вышли на тот уровень, на какой хотелось бы, но мы делаем все возможное, а доверительные и дружеские отношения с этими художниками помогают продолжать действовать в том же направлении.
Мы активно участвуем в ярмарках. За нашими «плечами» такие ярмарки как: Арт Москва (2007) Арт Манеж (2006, 2007) London Watercolors and Drawings Fair (2009), Арт Киев (2010), так же мы отправляем работы художников на различные премии и номинации (например, Summer Exhibition Royal Academy of Arts, Премия Кандинского). Сейчас готовимся принять участие в 4 Московской биеннале, Art Moscow и Cos Moscow, которые пройдут в сентябре-октябре 2011 года.
Какой вы видите идеальную галерею в Москве? Как она должна существовать? Функционировать?
У идеальной галереи должны быть:
1) серьезные спонсоры, готовые вкладывать большие средства в ее развитие и функционирование.
2) мощные клиентская и СМИ / PR базы;
3) она должна легко ориентироваться не только в том периоде или жанре искусства, которым занимается, а в Мировом Искусстве в целом;
4) в штате должны работать профессионально обученные сотрудники;
5) галерея должна постоянно находиться в движении, стагнация в данном профиле деятельности неприемлема, должны постоянно обновляться PR и Art стратегии, работать в соответствии с настоящим временем, заглядывая вперед и прогнозируя будущее;
6) галерея должна участвовать в формировании арт-рынка, художественной среды, развивать этот род деятельности в нашей стране, заниматься консультированием, экспертизой и.т.д.
Во всяком случае, это то, к чему мы стремимся.
Алена Лапина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.