М.Ф. – Но несмотря на это Леонид не является художником вашей галереи?
М.А. – Да, как художник он сотрудничает с галереей Айдан Салаховой. Мы с Леонидом познакомились задолго до того, как он начал работать в галерее Александра Якута , а затем у Айдан Салаховой. Мне понравилось отношение Леонида к проблемам актуального искусства, знание и понимание того, что происходит на этой сцене. Я предложил ему реализовать его кураторский потенциал в моей галерее. Кроме того, совпали наши взгляды на то, чем должна заниматься галерея. Мы оба считаем, что галерея – это площадка , где , прежде всего, молодым художникам должна оказываться поддержка в выстраивании их творческой карьеры. Мы видим себя в качестве некоей лаборатории, стартовой площадки для дальнейшего продвижения художников. И когда мы встали на этот путь, нам удалось добиться определенных результатов – наши художники попадали в лонг- лист и шорт- лист премии Кандинского, участвовали в Московских биеннале и арт- ярмарках. Хотя, как я уже говорил мы настроены работать с молодыми художниками, возраст, тем не менее, не является непреодолимым препятствием для сотрудничества с галереей –важно прежде всего качество «продукции». То, что делает художник должно быть глубоко профессионально и искренне, а не создано на потребу сиюминутных коньюктурных интересов.
Так, сейчас у нас проходит выставка художника Владимира Трямкина, принадлежащего к старшему поколению. Его произведения я считаю очень интересными, узнаваемыми, свидетельствующими о настоящем творческом поиске и глубоком авторском переосмыслении, казалось бы, знакомых истин. Его работы каждый раз вызывают неподдельное чувство соприкосновения с чем-то очень откровенным и настоящим.
М.Ф. – Принимаете ли вы участие в зарубежных художественных ярмарках?
М.А. – К сожалению, нет. Пока без спонсорской поддержки наш бюджет этого на позволяет. Пока в стране нет сложившегося арт- рынка, галерейная деятельность, на мой взгляд, это, если не благотворительность, то совершенно затратная история, и уж точно не процветающий бизнес. Мне в свое время удалось выкупить помещение, в котором располагается галерея, и это избавляет меня от уплаты аренды. И , тем не менее, на сегодняшний день, все, что связано с затратами на коммунальные услуги, электричество, персонал, рекламу, организацию выставок, требует ощутимых сумм. Мы ищем финансовую поддержку для дальнейшего развития нашей деятельности, в том числе участия в зарубежных мероприятиях различных форматов, и я думаю, мы ее найдем. Сейчас мы готовимся к Арт-Москве и 4 Московской Биеннале, где надеемся участвовать в программе «Спецпроекты».
М.Ф. – В связи с тем, что вы входите в то небольшое число галерей, открывшихся в начале 90х годов, то мне было бы интересно поговорить именно об этом времени. Что представляло собой арт- сообщество в то время?
М.А. – Говорить об арт- сообществе начала 90х , в котором существенную часть занимали бы частные художественные галереи, не приходится. Их было мало – Первая Галерея, галерея М’Арс, галерея Марата Гельмана, Восточная галерея- все частные галереи можно было пересчитать по пальцам одной руки. Их деятельность вызывала неподдельный интерес зрителей, критиков, искусствоведов. Почти каждая выставка в этих галереях собирала большое количество публики, о них долго говорили, писали. Чуть позже стали учреждаться новые художественные институции – Арт- Миф, Арт-Манеж, Арт-Москва. И, тем не менее, всего этого было мало, чтобы можно было свидетельствовать о наличии сложившегося арт- сообщества. Скорее, это были отдельные попытки утверждаться в новых рыночных условиях тех, кто хотел действовать независимо и свободно от закостенелых штампов и процедур государственных учреждений культуры. Это было время открытости, гласности, и художники высказывались практически на любые темы без оглядки на власть. Позже стало появляться больше галерей, это становилось престижным – связать свое имя с деятельностью художественной галереи, фонда, музея. Многое изменилось с тех пор, но у нас есть ряд художников, с которыми мы до сих пор работаем – это Эдуард Яшин из Харькова, Владимир Григ из Санкт- Петербурга, Владимир Трямкин из Москвы.
М.Ф. – И, тем не менее, за это время не появилось большого количества галерей, даже если брать в расчет все галереи и салоны вместе взятые.
М.А. – Да, конечно, галерей современного, как впрочем и классического искусства в нашем городе очень мало, если сравнивать с европейскими столицами или просто с крупными западными городами. На мой взгляд, это можно объяснить низким уровнем развития нашего арт- рынка, отсутствием достаточного количества коллекционеров, готовых приобретать произведения современного искусства. В условиях сегодняшней экономической и политической нестабильности, вряд ли можно предвидеть серьезное увеличение числа художественных институций и участников арт- рынка. Я, как владелец галереи, горжусь тем, что «Восточная галерея» существует на рынке вот уже более 20 лет, и надеюсь на ее дельнейшее активное творческое долголетие.
Текст: Мария Фомина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.