23 Марта в Парижской Синематеке открылась выставка, посвященная творчеству Стэнли Кубрика. В основе проекта лежит коллекция его вдовы Кристиана Кубрик : личные вещи режиссера, переписка, фотографии, архивы, а также декор для фильмов.
В первый раз проект был показан во Франкфурте, затем в Берлине, Лондоне, Цюрихе Нью Йорке, пока наконец не добрался до Парижа.
Сценография выставки построена вокруг каждого из двенадцати, снятых Кубриком фильмов. Сразу же бросается в глаза разноплановость сюжетов. И это не смотря на то, что Кубрик является, несомненно, одним из тех режиссеров, чей подчерк не перепутаешь. Переходя из зала в зал, как будто перепрыгиваешь из одной реальности в другую. Сразу после Спартака, попадаешь в совершенно другое измерение : поп артовские интерьеры Заводного апельсина. Следующий зал — в стиле футуристического декора Космической одиссеи, галантная эпоха Барри Линдона перетекает в психоделический декор пустующего отеля из Сияния. И так далее: новый фильм перемещает зрителя в новую вселенную. В целом, выставка очень визуальна, как и фильмы Кубрика. Сразу вспоминаешь, что он пришел в кинематограф из фотографии. Будущий великий режиссер начинал свою карьеру как фотокорреспондент для американского журнала Look в 40-х годах. Внимание к картинке, повышенная эстетика каждого кадра, это то, что в первую очередь влюбляет зрителя в его творчество. Кроме того, фильмы Кубрика полны цитатами из истории искусства: настоящий кладезь для искусствоведа. Вот только некоторые, самые выразительные параллели, найденные на выставке :
Слева : кадры толпы из Спартака, справа : Иероним Босх «Несение креста», около 1500 г.
Кубрик сам выбирал фигурантов с большим вниманием. актеры для Спартака, представленные слева, из Испании. Он говорил, что там гораздо проще найти выразительные лица, чем в Америке, где актеры слишком ухожены, с идеальной улыбкой и волосами… Кристиана Кубрик: «Я думаю, что Стэнли как и Босх зачастую специально использовал гротеск для усиления драматизма… »
Слева: кадры пейзажа из Барри Линдон, справа: Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) «Mr end Mrs Andrews», около 1500 г.
Для съемок Барии Линдона, вспоминает вдова Кубрика, режиссер очень много времени уделил изучению живописи того времени, таких художников как Гейнсборо, Хогарт (Hogarth), Фрагонар (Fragonard)…
Слева: кадр из Барри Линдон, справа: Жорж Делатур (Georges de la Tour), «Каящуяся Магдалина», 1935–37 г.
Известно, что Кубрик снимал Барри Линдона при свете свечей, что доставило немало неудобств актерам и съемочной группе…
Слева: кадр из Заводного апельсина, справа: Ален Джонс (Allen Jones) « Стул », 1969 г.
Декоратор Заводного апельсина Джон Барии отдал должное эстетике поп-арта…
Слева: кадр из Космической одиссеи 2001, костюмы для фильма от Харди Эймиз (Hardy Amies), справа: коллекция Андре Курреж (André Courrèges) 1965 г.
Фильмы Кубрика Заводной апельсин и Космическая одиссея стали иконами стиля своей эпохи, режиссер широко заимствовал последние новинки из мира дизайна и моды. Футуристические костюмы его персонажей вполне в духе коллекций от Пьер Карден (Pierre Cardin) или Пако Рабанн (Paco Rabanne), которые ввели в моду образ женщины андроида…
Кубрик также отдавал большое значение афишам для своих фильмов, сам просматривал варианты и отбирал идеи. Одним из дизайнеров, с которыми он постоянно сотрудничал, был Соул Басс (Saul Bass), работавший также для Хичкока и Скорсезе. Вот его эскизы к афише Сияния с ремарками Кубрика и окончательный вариант:
Количество документов и объектов поражает и не оставляет физической возможности прочесть и посмотреть их всех. И ведь это только малая часть коллекции! Огромная подготовительная работа, исследования, переписка, черновики сценариев, все скрупулезно рассказывает о творческом методе режиссера. Каждый проект Кубрик готовил очень долго, вынашивая идею годами. Начинал он всегда с выбора книги, все его фильмы это экранизации литературных произведений. Сам режиссер говорил так : все, что может быть написано, может быть снято на камеру. Для работы над неснятым фильмом о Наполеоне, Кубрик досконально изучил его жизнь, начиная от кулинарных пристрастий и заканчивая графиком погоды в особо значимые дни жизни императора. Для этой цели он нанял студентов исторического факультета, которые должны были переработать сотни исторических документов… Но историческая точность не самоцель, Кубриком двигала необходимость полностью войти в мир своего будущего фильма. Отношения с оригиналом литературного произведения не всегда были легкими, об этом может рассказать представленная на выставке переписка Кубрика с Набоковым по поводу съемок Лолиты. От сценария, предоставленного писателем мало что осталось … Особо пытливые посетители могут полистать полные списки необходимого оборудования и зарплаты работников для съемок Спартака с ремарками режиссера. Есть также и предметы декора, ставшие уже своего рода артефактами : скульптуры из Заводного Апельсина,(менее впечатляют чем в фильме), костюмы космонавтов из Космической одиссеи, печатная машинка сумасшедшего писателя из Сияния, ( хотелось стащить листик со знаменитым «All work and no play makes Jack a dull boy » ), его же топор в стене, голубенькие платьица призрачных близняшек, макет лабиринта ( попытка найти выход не увенчалась успехом), маски из С Широко закрытыми глазами ( как то автоматически подумалось про Шемякина).
Отдельный зал отведен неснятым фильмам, таким как легендарный Наполеон или Искусственный разум (Аrtificial intelligence), законченный Стивеном Спилбергом.
Без сомнений эта выставка рай для кубрикафилов. Кроме того, в течении всего апреля Синематека проводит показ фильмов режиссера и серию конференций, посвященных его творчеству.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.