В этой рубрике художник выбирает из всего поля современного искусства свой основной inspiration — некий невидимый образец, пишет несколько слов о самом влиянии. После эту самую «ключевую работу-inspiration» мы предлагаем на рассмотрение другому художнику-оппоненту. Так сказать, для пущей объективности. Хотя, о какой такой объективности может быть речь ? Оппонент выступает здесь «другим», пытается проследить влияние со стороны и даже, возможно, находит немного вдохновения для себя.
Тем самым выстраивается некая тройная параллель: ключевая работа для художника 1- работы художника1 — взгляд со стороны художника 2.
Первым в этой рубрике мы пригласили поучаствовать стрит-артиста Мэйка. Номинант Премии Кандинского открыл персональный проект «Делай сам» в Восточной галерее.
Своим Inspiration художник назвал работы группы Yes Mеn и, в частности, их фильм The Yes Men Fix The World:
Что касается влияния, то оно отразилось не на конкретных работах, а на самом подходе. Пример: манифест «Москва2020». Это не художественная работа, но проект, который реализуется и художественными методами. Грань между искусством и не-искусством здесь практически стерта. Также как и мое собственное авторство здесь легко может быть подвергнуто сомнению. Мне близок подход использования новых медиа, волонтеров, работы с конкретными социальными, экологическими и политическими проблемами. Нравится позитивный подход, не столько критика сложившейся ситуации, но работа над созданием альтернативной ситуации, в которой представители крупной американской химической компании приносят извинения в эфире BBC или где Собянин ездит на работу на велосипеде.
Когда я делал велокарту, то думал о том, что хотел бы сделать газету вроде той, что делали Yes Mеn. Я пошел немного в другом ключе — взял за основу город, который очень плохо подходит для велодвижения и решил сделать вид, что здесь с этим все круто и выпустить велокарту. Примерно таким образом у Yes Mеn был отражено их отношение к Америке и желание тех самых перемен.
Когда меня снимали для Russia Today, когда я ходил на встречу в Мэрию в пиджаке и с серьезным видом рассказывал, что в центре города нужно запретить автомобили, город поделить на 6 частей и перенести центр за пределы Садового кольца, то это примерно о том же. Это похожая стратегия, когда художник внедряется в политические и социальные территории…
Справка:
The Yes Mеn («согласные на всё») — дуэт активистов Жака Сервина и Игоря Вамоса, работающих с темой культурных провокаций. Своей миссией художники считают разоблачении лжи и сообщение правды.
Они работают в медийном поле, создают фэйк-сайты, поддельные журналы, выдают себя за своих противников и демонстрируют абсурдность любых политических намерений. Они даже собирали подписи в пользу глобального потепления, прикрываясь предвыборной компанией Буша. Группа является лауреатом «Премии Леоноры Анненберг в области искусства и общественных перемен»
Фильм The Yes Men Fix The World — это второй фильм группы, созданный ими в 2009 году и получивший приз зрительских симпатий на Берлинале.
Оппонентом Мэйку выступает Миша Most — художник и яркий представиль граффити-культуры:
Yes man — отличный объект вдохновения! Антона лично знаю с 98 года. Но начать хотел с уточнения, стритарт художник — это тот, у кого основным медиа является улица, у нас в стране с этим не шибко, поэтому
в этот «полк» зачисляют почти всех, кто хоть что-то сделал не в четырех стенах. Но это тема для отдельного разговора, не первый раз замечаю такие ошибочные вешание ярлыков в российской арт сцене, особенно, в последнее время.
Действие и движение, созданное Антоном, очень позитивно, несет добро и меняет жизнь в городе к лучшему.
С проблемой велосипедистов я сталкивался сам: едешь по тротуару- есть вероятность кого-то задеть, съезжаешь на дорогу — есть вероятность, что «заденут» тебя, а между тротуаром и дорогой — вереницы припаркованных автомобилей. Вокруг Кремля висят запрещающие знаки. Отдельные дорожки нужны. Судя по всему, они медленно появляются, пару месяцев назад об этом говорили на уровне Мэрии. Но речь идет о парках, хотя там места достаточно всем видам передвижения, а велодорожки это скорее эстетический момент.
В основе действий Yes Man лежит акционизм, партизанское внедрение в «системную» среду, с неожиданной кульминацией. В основе действий Антона лежит общественно полезное действие, если их сравнивать.
Псевдо-разметка для велосипедистов в городе не решит ситуацию, скорее наоборот создаст аварийную, а на произведение уличного искуства оно не тянет. Работает это лишь как сопроводительная визуализация к проблеме, которая скорее решится походом Антона к администрации города. Это геройский поступок. Диалог с властью явно действеннее партизанских трафаретов.
Посадка деревьев и раздельный сбор мусора — важные экологические темы. Это также вызывает аплодисменты и параллельно ностальгию по школьным советским временам. Сегодняшняя Москва заботится лишь о том, как подороже продать землю и рекламный щит (кстати shit тоже подходит), а о таких очень важных «мелочах» старается не думать.
Антон — молодец, делает социально полезное действие, еще и вовлекая в мероприятие других горожан, развивая самосознание и ответственность за свой город. Хорошо, что этим занялся именно он, а не какая-нибудь очередная Кремлевская молодежная псевдо-организация, которая все в конце бы испортила политическим пиаром, или бросила дело на полпути.
Проводить прямые параллели с Yes mеn я бы не стал, так как их действия являются конкретными арт-акциями, в отличие от социальных действий Антона, но заряд энергии, полученный от них, прослеживается, и он направлен в правильное русло.
Материал подготовила Алина Гуткина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.