Мария Гурова побывала на квартирнике «Бедная Настя» у Анны Ходорковской, поговорила с участниками и сфотографировала работы.
Недавно, 9 сентября, стены одного из московских домов, который находится на Ленинградском проспекте, ощутили бурный всплеск женских эмоций, чувств, переживаний. Там состоялся арт-квартирник, посвященный теме современного женского искусства, а именно роли женщины в сегодняшнем обществе и непосредственно ее самоощущению в этом обществе.
Концепцию выставки можно сформулировать небезызвестной всем фразой «Уж замуж невтерпеж». Художницы, которых собралось немало, демонстрировали в работах свое отношение к браку, межполовым отношениям. Для кого-то это яркие мыльные пузыри, для кого-то — оковы, сопровождающиеся готовкой и уборкой, для других — вечно нерешенный вопрос: «да, нет, не знаю».
Квартирник с характерным для русских женщин названием «БЕДНАЯ Настя» объединил под своей крышей художниц, не связанных одной общей идеей или эстетической общностью работ, единственными критериями были пол и возраст: от 20 до 30.
По словам организатора выставки Анны Ходорковской, современное женское искусство ушло от первоначальной идеи феминизма, теперь оно переживает новый этап — становление. Поэтому данный проект должен быть интересен как для самих художниц, так и для исследователей женского искусства. \Анна Ходорковская и некоторые участницы квартирника поделились с Aroundart своими мыслями по поводу выставки и женского искусства, а также рассказали про свои экспонаты.
Анна Ходорковская: Сегодня очень много художниц, которые не просто выступают за феминизм. Просто сейчас их много, и это естественно. Брак — это что-то очень близкое именно для женщины, и возраст участниц от 20 до 30 выбран не случайно, это самый невестный возраст. Замужество часто выбрасывает женщин из искусства, после 30 их уже не так много. Хотелось сделать выставку, где женщины высказывались бы на важную для нашего общества тему брака. Мы хотели посредством обращения к этой теме выявить новое женское в искусстве, посмотреть, какое оно, ведь феминизм в чистом виде исчерпал себя, а какое оно это новое Женское, еще никто не сформулировал, и мы как бы в поиске. Интересно было услышать, кто и что думает по этому поводу среди художниц. Выставка называется «Бедная Настя», потому что хотелось вернуться к чему-то до противного женскому, чтобы подкрепить это ощущение мы крутим в одной из комнат отрывки из сериала «Бедная Настя».
Ольга Широкоступ (работа «Все как у людей»): Тема этой выставки мне близка, поскольку материалы, которые вы видите, создавались, когда я еще была замужем. Изначально предполагалось, что это будет видео. Снимали у меня дома, тогда мы с мужем еще формально оставались семьей, продолжали исполнять положенные ритуалы, но наши отношения уже разрушились. На этих черно-белых фотографиях запечатлены семейные ужины в кругу друзей, приготовленная мной еда, поэтому работа называется «Все как у людей». Другая работа, которую представила художница называется «Быть частью общего будущего» — это вкладыш из жвачки и магазинный чек, залитые воском: «Мне очень нравится работать с воском и парафином — это интересные материалы. В детстве я любила вкладыши из жвачек «love is», особенно глагольные формы… «Быть частью общего будущего».» Воск весьма хрупкий и здесь он хорошо характеризует хрупкость отношений между мужчиной и женщиной. Совместное потребление — один из явных признаков близости между людьми: поход по магазинам, поездка в икею».
Екатерина Лупанова: Видео «Нед**б» о недостатке тактильных ощущений, о сенсорном голоде. На мой взгляд, руки – самые трогательные и чувствительные части тела. Благодаря им, мы получаем подавляющее количество тактильной информации. Мне хотелось рассмотреть руки отдельно, как части тела, не принадлежащие одному человеку и одному полу, добиться ощущения, что руки стали марионетками. Инсталляция «Фуршет» про отношения людей и то, как они выбирают друг друга. В пластиковые стаканчики налиты соленая вода, сладкая вода, простая вода и водка. На вид все жидкости одинаковы. Я предлагаю посетителям выставки подходить и пробовать эти напитки. Если кому-то с первой попытки понравилось содержимое стаканчика, то он может забрать его и продолжить свой путь (кстати, многие так и делали и в итоге не узнали что, в остальных стаканчиках – другие вкусы). Если же напиток не по вкусу, то можно вылить его в ведро «для слез» (какой разрыв без слез!), а стаканчик выкинуть в другое ведро с надписью «использованные». Стакан своего рода символ человека, пока не попробуешь — не узнаешь, что внутри.
Наталья Гращенкова (работа «Круги-Квадраты»): Тема работы затрагивает отношения, брак. Это чистый символизм: пузыри могут быть как планетами, так и мыльными пузырями, обручальными кольцами. Цветовая гамма здесь очень неестественная, нереальная. Это свидетельствует о том, что в этом мы видим очень мало правды. Черно-белая клетка символизирует черные и белые полосы семейной жизни, потому что 20–30 лет брака не могут быть идеальны. Как бы мы не хотели жить, мы всегда впадаем в круг естественных желаний, чувств. Мы не можем быть совершено свободны, есть устои, традиции и вот это наша клетка. Клетка не только символ заточения, она может служить опорой. Какие бы клише жизнь нам не навязывала всегда все сводится к одному — бесконечности, из века в век происходит все одно и то же. С одной стороны желание порыва (шары), с другой — участь от которой не уйти.
Екатерина Зорина: Название работы «tale» можно скорее перевести как сказочная история. Сейчас я исследую русский фольклор, а именно сказки, поэтому вдохновением для этого экспоната послужила сказка под названием «Пойди туда – не знаю куда, возьми то – не знаю что…» Это реди-мейд, исключая напечатанный и вставленный внутрь рисунок. Три круга — орнамент, взятый со старых тарелок, словесный круг и символический круг, обрамлявший раньше часы. Здесь просматривается сказочная тема. В своей работе мне хотелось показать композиционную поэтику сказки, ее многослойность, логику. Так как работы на выставке обещали быть печальными, я решила взять за основу позитивный сюжет, где женщина обладает неким магическим даром, помогает спасшему ее когда-то мужу справиться с приказом царя «пойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что». Тем самым поспособствовала стать мужу королем, а себе королевой. В работе я стремилась показать скорее некую атмосферу. Здесь есть птица — сова, деревянная стремянка, приглушенный красный свет. Мне хотелось, чтобы у каждого человека возник свой ряд ассоциаций.
Анна Ходорковская (работа «Подмосковные вечера»): Это простая ироничная работа про женские мечты, игры, где я попыталась отбросить любое историческое значение, соединить людей разных эпох. Я совместила известные и менее известные картины. Решила сыграть в своего рода игру, кто кому подходит. На мой взгляд, получились весьма благополучные пары.
Ольга Кройтор (работа «Швабра»): Я ориентировалась на концепцию выставки «Уж замуж невтерпеж». У меня был некий начальный вариант, который я позже переделывала. Когда я работала, то основывалась на собственном опыте и наблюдениях. Странное желание вступить в брак, а потом лишь движение по инерции. Мне казалось, что это идиотичная женская потребность поскорее выйти замуж и при этом забыть про себя. Семейная жизнь обращает в бытовуху. Понимаешь, что занимаешься чем-то совершенно неинтересным: уборка, готовка. И в то же время тебя приковывает к этому любовь. На швабре есть паетки, символизирующие радость, каждая прибита гвоздем. Всегда когда что-то получаешь, должен отдать другое взамен. Черные нитки, как связующий элемент. История, которая наслаивается одна на другую, создает некую паутину. Все это своего рада брачные узы. Цепи — проблемы. Люди становятся зависимыми и занимаются тем, что неинтересно им обоим. Я хотела отразить боязнь бытовой жизни.
Понимаешь как никогда
Бытовуха всему голова
О это странное чувство
Когда спишь и не можешь проснуться
Себя ощущаешь как полный кретин
Словно в огромной электроцепи
И нужно скорее забыться
Лучше пивом и водкой напиться
с утра мятый чирик мусоля в кармане
днем в толчее магазинов и улиц
вечером сидя на пыльном диване
хроники жизни листая сутулясь
денег заняв до ближайшей зарплаты
чайник опять на плите забывая
куря сигарету одну за одною
ночью мечтая о евроремонте
(Ульи «Бытовуха»)
Фотографии: Лейла Султан
Материал подготовила Мария Гурова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.