С 4 августа по 2 сентября в Центральном доме художника проходит первый медиа-митинг — «эксперимент по созданию своеобразного альманаха электронного и околоэлектронного искусства». Сергей Гуськов поговорил с куратором Лидией Витковской.
С 4 августа по 2 сентября в Центральном доме художника проходит первый медиа-митинг — «эксперимент по созданию своеобразного альманаха электронного и околоэлектронного искусства». Мотылек, заявленный темой первого медиа-митинга, показан в разные периоды своей короткой жизни и реализован в нескольких медиумах, от интерактивных инсталляций Андрея Креля, Дениса Перевалова и Игоря Содазота до живописи Дениса Михайлова, инсталляции Лидии Витковской и ассамбляжа Лизы Плавинской. Выставка работает со зрителями, у которых могут быть совершенно несовместимые взгляды на искусство. С теми, кто любит опыты цифрового искусства: можно стать нестабильной фигурой из светящихся точек, можно поучаствовать в полете мотылька. С теми, кто ценит более традиционный подход: можно смотреть на изображения и объекты, сохраняя дистанцию. С теми, кто погружен в стихию социальных сетей и ресурсов, постоянно бомбардирующих восприятие все новыми и новыми образами: несколько экранов с роликами, найденными на видеохостингах (некоторые прямо с подобных ресурсов и транслируются), работают с этим типом зрителя. С теми, кто ищет мельчайших нюансов, тонкости и изящества на грани неразличимости: с этой функцией справляется работа Лизы Плавинской. По задумке организаторов, это далеко не последний медиа-митинг, мероприятие открыто для новых идей и смелых предложений.
Куратор и участник выставки Лидия Витковская ответила на вопросы AroundArt.
Сергей Гуськов: Как родилась идея этой выставки?
Лидия Витковская: Хотелось чего-то такого загадочного, летнего и необыкновенного. Идея родилась, когда мы большой компанией, состоящей как раз из художников, которые здесь участвуют, сидели на даче. Было очень много мотыльков, они издавали разные звуки, летели на лампы, всячески нам мешали. Так появилась идея мотылька как основная тема выставки. Кроме всего прочего, мотылек имеет много смыслов. Это и психея-душа в мифологии. Это купидон в Китае. Это, соответственно, некая мистическая идея в современной культуре, что это такие души, которые не нашли себе покоя в загробном мире. Мы решили представить разные стадии жизни мотылька. Инсталляция «Человек-мотылек», например, более радостная. Мы считаем, что это тот этап короткой жизни мотылька, когда он летает. Моя инсталляция «Достижения света» это фактически уже приближение к финалу. А картины Дениса Михайлова показывают все три основные стадии жизни мотылька, когда он развивается, когда он погибает и когда он, соответственно, находится в срединной стадии своей жизни. Что касается видеоинсталляций, мы старались также показать все этапы жизни мотылька, но сделать это не только на экранах, как в обычном видеоарте, а через призму кальки, на которой вырезаны фигуры мотыльков, то есть глазами мотылька, дополнительно через мотыльков.
СГ: Расскажите о формате медиа-митинга. Что будет дальше? Каковы перспективы?
ЛВ: Мы решили сделать своеобразный электронный альманах. Это формат совмещенного искусства. Мы берем совершенно разные течения и направления, совмещаем традиционную живопись и инсталляцию с современными цифровыми технологиями. Мы хотим сделать из медиа-митинга регулярное мероприятие. Уже есть договоренность с ЦДХ. Наверное, оно будет проходить раз в три месяца. Мы будем пытаться представить традиционную живопись каким-то нетрадиционным способом, с точки зрения цифрового искусства, и, наоборот, внести в цифровую инсталляцию элементы традиционного искусства. Между собой мы это называем альманахом совмещенного искусства, но, возможно, этот термин не совсем правильный.
СГ: ЦДХ — специфическое место. Тут проходит много разных событий и мероприятий, здесь располагаются различные учреждения и фирмы. Вы не наблюдали, что за зрители у вашей выставки, расположившейся в фойе ЦДХ?
ЛВ: Да, мы наблюдали. Это было основное, что нас интересовало. Потому что ЦДХ это, с одной стороны, площадка таких мероприятий, как Арт-Москва и Арх-Москва, но, с другой стороны, здесь часто проводятся мероприятия вроде ярмарки «Меха и шубы». В принципе, ЦДХ является довольно любопытным культурным местом. Очень смешно, что, как только начался дождь, люди, которые просто гуляют (среди них много молодежи), стали заходить-погреться и заодно посещали выставки. Это здорово, потому что лучше заходить-погреться сюда, чем в очередную кофейню. Приходит, действительно, очень много людей. Народ самый разный. За последние несколько дней здесь побывало очень много иностранцев. Не знаю, может, это связано с экскурсионными маршрутами, но ЦДХ попал в сферу их интересов. Также приходит много традиционных зрителей ЦДХ — женщины лет 50–60. Конечно, они довольно тяжело воспринимают современное искусство, но все равно интересуются.
СГ: А какие зрители вас интересуют? Есть ли у вас target-group для медиа-митинга в целом, не только для нынешней выставки?
ЛВ: Мы ориентируемся на людей до 35–40 лет. Это не искусство для коллекционеров. Медиа-митинг ориентируется на молодежь и эксперимент. Мы хотим, чтобы он был живым, изменяющимся. Но, при этом, нельзя сказать, что мы делаем медиа-митинг для определенной аудитории.
СГ: На данной выставке, как я понял, более дружеская компания. Вы собираетесь подключать к будущим медиа-митингам других людей?
ЛВ: Во-первых, мы открыты, чтобы приходили молодые художники. Благо, медиа-митинг поддерживается ЦДХ, и у нас есть большие возможности для пиара и изготовления работ. У ЦДХ есть свое оборудование. Мы поддержим всех, и молодых и немолодых, кто к нам придет. Кроме того, мы планируем привозить людей и искусство из-за рубежа, потому что, например, техника мэппинга родилась и развивается, в основном, там, а у нас тех, кто этим занимаются, достаточно мало, и они все время заняты. Мы хотим приглашать людей с разных фестивалей. У нас уже есть договоренность с испанскими художниками, которые привезут очень интересную инсталляцию, с Лондонской школой искусств, где есть несколько человек, которые занимаются примерно схожими вещами, совмещением традиционного и нового искусства. Мы надеемся на постоянный культурный обмен.
СГ: Медиа-митинг — несколько неопределенное понятие. Вы планируете делать только выставку, или будут также круглые столы и мастер-классы?
ЛВ: Круглых столов, наверное, не будет. Но мы планируем делать различные воркшопы, проводить мастер-классы. Это обязательно. Возможно будут какие-то лекции, даже скорее в формате дружеского обмена опытом. Приведу пример: у нас были ребята, которые умеют обращаться с кинектом, а у других родилась идея инсталляции. Сотрудничество людей, которые умеют обращаться с техникой, и людей, у которых есть идеи, позволило сделать саму инсталляцию. То есть мы хотим делать собрания, где люди с техническими знаниями могут встретиться с людьми, рождающими идеи. Благо, в ЦДХ прекрасные возможности по звуку, по свету и есть помещения.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.