Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Pro&Contra: Итоги

171        0       
17.10.11    ТЕКСТ: 

11 октября, в последний день работы симпозиума «Pro&Contra», его активные участники поделились своими впечатлениями и прокомментировали событие для AroundArt.

Ольга Шишко, арт-директор симпозиума «Pro&Contra медиакультуры», директор Центра культуры и искусств «МедиаАртЛаб»:
Испытываю чувство счастья, победы и вкус дальнейшей работы.
Главное на сегодняшний момент сделано — симпозиум «Pro&Contra медиакультуры» зажил новой жизнью спустя 12 лет.
Я очень довольна тем, как прошел симпозиум. В первую очередь, довольна, как осуществилась драматургия задуманного мной мероприятия.
В разных секциях сталкивались «за» и «против» приглашенных спикеров из разных областей. Главное на чем сходились мнения всех выступающих — это инновационный момент медиаарта. Не важно в какую зону идея попадает далее — в зону contemporary-art’a или дизайна, но в момент ее зарождения художник нащупывает новые каналы связи и концептуально предвосхищает работу с новыми медиа.
«Глобальные медиа», «Экранные и интерактивные медиа», «Тактические медиа», «Гибридные медиа», «Саунд-арт» собрали всех выступающих (не было отказавшихся ни в одной из дискуссий или презентаций) и более 3000 слушателей и зрителей выставки за 4 дня.
И я думаю, что со-кураторы секций (Татьяна Волкова, Карина Караева, Дарья Пархоменко, Сергей Касич) согласятся со мной, что на сегодня удалось практически все задуманное и все наши ожидания оправдались…
Симпозиум получился очень продуктивным. Были прекрасные дискуссии на тему «От идеи — к воплощению» на секции в «Гибридных медиа» и прошедшая сегодня практическая секция, посвященная внедрению медиаарта в наше консервативное образование и в альтернативные зоны. Люди из разных областей наконец смогли поговорить друг с другом о том, что и как они презентируют, кто на каких позициях стоит. Смогли покритиковать друг друга, потому что медиаискусство связано со множеством сложностей.
Многие люди предполагают, что идея в медиаискусстве вторична, а технология первична, а это не так. Художник улавливает новые связи, находит новые каналы. Здесь нас этому учили и западные специалисты, и наши лучшие представители, занимающиеся данной проблематикой. Они пытались объяснить людям от коммерции и рекламщикам, что медиаискусство — это не что-то декоративное. Если вы называете что-то медиаискусством, то не нужно примешивать туда зону дизайна или тогда называйте это медиадизайном.
Мы пытались разобраться, что стоит за этим соединением «медиа» плюс «арт», каков новый визуальный язык, прогнозировать, как футуристы, завтрашний день. Поверьте, что дискуссии получались захватывающими (но если не успели зайти к нам, то зайдите на OpenSpace в фейсбуке или на сайт симпозиума — procontra.mediaartlab.ru и посмотрите архив).
Часто я ловила себя на мысли, что делаю симпозиум для себя — дискуссии с коллегами, специализирующимися на разных областях, помогают нам дополнять друг друга, передавая всесторонний опыт студентам. Как руководитель и куратор нового факультета «Медиа-арт» Академии коммуникаций я делаю акцент на мобильном образовании в области медиаарта — практически недоступном в России.
Я очень рада, что состоялся open call и мы несмотря ни на что сделали выставку в этом сложном пространстве. Я считаю, что это победа «МедиаАртЛаб», мы как мобильная медиалаборатория порой решаем невозможные задания). Я сказала: «Надо!», все ответили: «Есть!» Пространство зазвучало. Правда, нам это стоило серьезных технических усилий. Мне кажется, эту историю нужно продолжать. Блестящие художники стали победителями open call: группа «Куда бегут собаки», Юрий Айзенберг, Юрий Календарев, Анна Колосова, Людмила Белова, Дмитрий Каварга, Гор Чахал, Дмитрий Булныгин, и другие. Каждый из них дает свой образ прочтения взаимосвязи и взаимозависимости сегодняшнего дня – «искусства + технология». Никто из них не боится медиа, но они не акцентируют, что медиа — это главное. Идея, концепция, ориентирование художника в контексте, конструирование правильных миров, а самое главное понимание нового визуального языка, — вот главная отличительная черта этих работ во всех четырех номинациях.
Важно, что в программу включены не только конференция, дискуссии и презентации, а, конечно же, иные событийные зоны. На выставочной площадке презентировались три специальных проекта — Немецкого института им. Гете, Нидерландского посольства, Австрийского культурного форума, на ночи видеофестивалей показывались работы с Japan Media Art Festival, Prix Ars Electronica и LOOP. Организаторы фестивалей в отдельной секциии рассказывали о медиасобытиях как зоне активного вовлечения зрителя в создание события.
Сегодня у нас день саунд-арта. Совпали мой день рождения и последний день симпозиума. Sound-art открылся лекциями, докладом-перформансом GOODIEPAL (художника, музыканта, хакера из Дании), перформансом группы «Швейцария» (Лев Рубинштейн, Мария Чуйкова, Сергей Загний), презентацией проектов победителей, выступлением группы «Эверест». А на открытии выступала Алла Загайкевич — музыкант, композитор, доцент Национальной академии в Киеве.
Очень важно, что мы весь симпозиум отражаем в интернете и на протяжении работы секций была возможность выхода в Skype (без малейших проблем) — с нами 40 минут в дискуссии была легендарная группа «The Yes Man» — с живым перформансом они приедут на следующую «Pro&Contra».
OpenSpace передает в прямом эфире все наши события. Мне пришло очень много писем на эмейл и в фейсбуке с благодарностью из регионов. Это не просто событие, где можно потусоваться и выпить коктейли, это мобильное образование. К нам приехало 12 крупнейших западных специалистов, и порядка 45 российских теоретиков выступило за 4 дня. Главное, что ни одно выступление не выглядит ретроградным. Конечно, рождение новой эпохи и нового языка понятно всем. Выступающие не пропустили своих докладов, все хотят друг с другом разговаривать и обсуждать, куда идти дальше и зачем нужна «Pro&Contra». Я думаю, что следующий наш шаг, помимо укрепления отношений с партнерами, собраться Совету Симпозиума и решить, в каком направлении двигаться дальше, как сочетать темы, чтобы получилось интересное мобильное образование и для студентов, и для широкой аудитории (многие зрители основного проекта биеннале случайно заходили к нам и задерживались надолго). А главное — как решить основную проблему для России — перейти от бумажных гениальных проектов к их технической реализации!

Карина Караева, руководитель отдела кино и видеоарта ГЦСИ, сокуратор секции «Экранные и интерактивные медиа»:
Я могу сказать относительно двух секций, в одной из которых я являлась сокуратором: «Экранные и интерактивные медиа» и «Гибридные медиа». Что касается гибридных медиа, они не совсем в моей компетенции. Могу сказать несколько слов об интерактивных медиа. Прежде всего, я имела честь присутствовать в жюри по отбору работ присланных на секцию «Экранные и интерактивные медиа». Я должна сразу сказать, что мне было достаточно сложно судить их в европейском контексте. Потому что, наблюдая, за тем, что происходит сейчас, когда докладчики говорят о медиафестивалях и действительно качественном медиаарте, я вижу, что собственно уровень и художественное послание российских художников сильно отличается от месседжа европейских художников. Однако мне кажется, что потенциал и манифест «Pro&Contra» как раз направлен на то, чтобы расширить возможность коммуникации между российскими и европейскими художниками, показать существенное отличие медиарата от видеоарта и дать определение академическим составляющим медиаарта, — то, в чем, с моей точки зрения, российские художники сильно нуждаются. Мне также очень импонирует абсолютная разрозненность — в хорошем смысле этого слова — сегодняшнего симпозиума, потому что, помимо практических данных, зритель получает, во-первых, визуальные данные и, во-вторых, образовательные навыки. Совсем недавно прошла секция, посвященная медиаобразованию, и там можно было увидеть весь спектр, направленный на интеграцию медиаарта в художественное пространство. Однако я также должна заметить, что для меня стало показательным, что отсутствие поддержки медиаарта происходит не только на нашей территории. Буквально несколько минут назад общалась с Олафом ван Винденом, новым директором Нидерландского медиаинститута, который говорил, что они на сто процентов избавлены от поддержки государства. То есть, с одной стороны, возникает достаточно катастрофическая ситуация, но, с другой стороны, ситуация позволяет вам интегрировать свои идеи в различные субкультурные области, такие как фестивали, как специальный симпозиум Pro&Contra, подготовленный и выращенный практически на нулевой степени того, чем является медиаарт. Поэтому мне кажется, что сейчас происходят просто удивительные события.

Татьяна Волкова, директор галереи «ЖИР», сокуратор секции «Тактические медиа»:
В целом, нам удалось реализовать то, что мы планировали. Был сделан серьезный подход к теме тактических медиа. Этот термин у нас так еще до конца не артикулирован. Переход от «МедиаУдара» к «Pro&Contra» был естественнен и необходим. Медиаактивизм — это другими словами тактические медиа, просто один термин более понятен для нас сейчас, а другой берет начало в 1990-х. Когда Ольга Шишко и Алексей Исаев делали первый симпозиум в 2000 году, они использовали этот очень актуальный тогда термин, участвовали Олег Киреев и другие действующие представители тактических медиа, но в целом тогда их было очень мало, и тема была совсем новой. Медиатехнологии, которыми сейчас пользуется каждый (блоги, соцсети), тогда еще не были так развиты в нашей стране. Они уже активно развивались на Западе, но у нас реальной почвы для обсуждения не было, мало кто понимал, о чем идет речь, и мало кого это интересовало. За десять лет, которые прошли с тех пор, произошло бурное развитие этих технологий, изменился быт каждого пользователя. Все стали понимать, что такое собственный канал информации и как им пользоваться. Поэтому у нас здесь удачное возвращение к теме уже на другом витке, уже не только ссылаясь на западный опыт, но и обсуждая нашу ситуацию. В конкурсе «Pro&Contra» в номинации «Тактические медиа» выиграл проект Вики Ломаско и Антона Николаева «Таганское правосудие», который сначала был онлайн-проектом, а теперь выпущена книга, это не самиздат, это небольшой тираж, но все равно как нонпрофитное издание это относится к этой секции.
Так что интересно, как симпозиум «Pro&Contra» подошел к теме тактических медиа со второго захода, на другом уровне и уже с гораздо большим пониманием. Мы обсудили происхождении термина и его эволюцию. Андрей Великанов говорил о философии медиаактивизма, Иван Засурский как практик очень интересно рассказал о технологиях и приемах, используемых в этой сфере. В дискуссии участвовали Марина Потапова и Дмитрий Модель — представители группы зАиБи, которые одни из первых в 90-е годы экспериментировали с телевиденьем, и, к слову сказать, последний фильм СВОИх-2000 — «Шапито-шоу», похоже, станет первым блокбастером независимого кино в нашей стране. Также в дискуссии приняли участие представители сегодняшнего поколения тактических медиа — Антон Николаев, Вика Ломаско, Денис Мустафин, Александр Бидин, Юля Лизер. Опять все спорили, искусство это или не искусство, где должно быть искусство, а где не должно, может ли искусство вторгаться на чужую территорию, и, наоборот. Естественно, ни до чего не договорились, но осталось много открытых вопросов, так что перспективы для обсуждения есть!
Самое главное — мы посмотрели фрагмент фильма группы «The Yes Men» и общались в Скайпе с одним из них, Майком Бонанно. «The Yes Men» — звезды медиа-активизма с большим отрывом от остальных, которые не позиционируют себя как художники, но при этом они давно признаны мировой художественной общественностью. Было здорово с ними пообщаться, особенно учитывая страсти, развернувшиеся в связи с группой Война, когда «The Yes Men» подписались неглядя под бойкотом Московской биеннале, но, разобравшись, на следующий же день от него отказались. К счастью, мы об этом не говорили, а обсуждали реально волнующие арт-активистов вещи. Еще отзывая бойкот, Йесмены говорили, что в мире есть гораздо более важные и нужные вещи, чем распри внутри арт-сообщества. Происходящее на Уолл-Стрит для них сейчас центральная тема, они активно в этой принимают участие, и на эту тему наши активисты с ними общались, приводили аналогии с греческим кризисом и египетской революцией, говорили о том, какой может быть результат, насколько это все утопично и пр. Это очень важная и интересная тема, лежащая вне художественной проблематики, и медиаактивизм является пограничной сферой, которая, в первую очередь, интересуется окружающим миром, а уже потом — внутрихудожественными проблемами.

Сергей Косич, саунд-художник, сокуратор секции «Саунд-арт»:
У меня был опыт сотрудничества с разными кураторами и институциями на протяжении 5 лет, а с Ольгой Шишко я сотрудничаю в первый раз, и я как сокуратор доволен этим сотрудничеством, она умеет создавать атмосферу. Мне нравится то, что происходит. В процессе подготовки больших мероприятий накладки неизбежны, они воспринимаются просто как рабочие моменты. Самое главное — атмосфера, которая создается. Вот она получилась благоприятная. На данный момент еще не все закончилось, будет концерт, а так мне понравились все дни симпозиума. Я не мог внимательно следить за другими секциями, поскольку был занят подготовкой своей, но мне кажется, что все получилось. Какого-то резкого неудовольствия я не наблюдал. Были претензии от художников, что их работы как-то не так выставили, но это те самые рабочие моменты, которые связаны с площадкой. Я был сильно удивлен, что в рабочие дни здесь собиралось достаточно много народа. Значит, симпозиум, действительно, вызвал интерес.

Аттила Немеш, программный советник будапештского центра The Kitchen медиалаб (Венгрия):
Мне очень понравился симпозиум «Pro&Contra». Я узнал много нового о московской художественной сцене, увидел, как она растет. Я заметил, что здесь есть большой интерес к медиаарту. Кроме того, я познакомился с большим числом людей, такой опыт общения всегда важен. Я планирую сотрудничать в ближайшем будущем с моими новыми знакомыми.
Мне кажется, что данный симпозиум должен проводиться и дальше. Но, по моему мнению, должно быть больше воркшопов. В этом году «Pro&Contra» был больше конференцией, но увеличение числа воркшопов ему бы не помешало. Я только что разговаривал с Ольгой Шишко, и она сказала, что планирует сделать именно так. На воркшопах, связанных с симпозиумом, люди общаются, обмениваются информацией. Когда в течение четырех дней делаешь воркшопы для студентов, они получают знания и уносят их с собой, но, кроме того, я всегда с удовольствием учусь у самих студентов, и, таким образом, я буду потом делиться знаниями, полученными здесь. Поэтому воркшопы — важная составляющая «Pro&Contra», которую стоит развивать и дальше.
На выставке, сопуствующей симпозиуму, я видел много интересных работ, которые были мне ранее неизвестны. Подобные выставки всегда полезны, потому что, когда говоришь о медиаарте, о связи искусства и технологий, но при этом нет самих произведений, это выглядит несколько странно. Мне показалось, что выставка «Pro&Contra» даже более интересная, чем основной проект биеннале.

Фотографии: Дмитрий Каварга
Материал подготовил Сергей Гуськов

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.