Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Бонами — из «паршивого» живописца в культовые кураторы

374        0       
20.10.11    ТЕКСТ: 

Франческо Бонами — культовая фигура, итальянский куратор и теоретик, обаятельный и остроумный человек, не так давно посетил Москву с лекцией о себе, своем кураторском опыте и видении сегодняшних арт-процессов.

Он родился во Флоренции в 1955 году. Он решает стать художником и даже пишет картины. Он пишет так:

«Я приехал в Нью-Йорк со своими картинами в то самое время, когда Джефф Кус уже показывал своих кроликов из нержавеющей стали»

Довольно быстро он передумал быть художником и с 1990 года Франческо начинает писать в американский Flash art. В процессе своей работы ему довелось познакомится и взять интервью у Джона Кейджа. Эту встречу сам Бонами называет поворотным моментом своей жизни. Он начинает двигаться в сторону кураторства.

В 1995 году Бонами занял пост художественного руководителя Фонда Сандретто де Ребауденго (Sandretto ReRebaudengo) в Турине, с 1997 — Фонда Питти Иммажине (Pitti Immagine) во Флоренции, который занимается поисками взаимодействия моды и искусства.

bonami6002

С 1999 до 2008 году он возглавлял Музей современного искусства Чикаго.
Там он сделал проекты с Фионой Тан, Хироши Сугимото, курировал выставки «Универсальный опыт: искусство и жизнь глазами туриста», «Люди видят картины» и другие.

C 2001 года Бонами переезжает жить в США.
Бонами стал первым американским гражданином, который удостоился стать Директором и куратором 50 Венецианской Биеннале современного искусства в 2003 году, на которой он создал выставку «Dreams and Conflicts». Кстати, в далеком 1993 году ему довелось курировать секцию молодых художников (Jeffrey Deitch и Damien Hirst в том числе) ‚в рамках Венецианской биеннале. Именно тогда он обещал себе стать куратором всей Биеннале.

Когда Бонами сделал биеннале, то, как он сам рассказывает в одном из интервью, один критик написал, что не может поверить в то, что Биеннале отдали «художнику-лузеру». Когда в прессе стали обвинять Проект в отсутствии фокуса — Президент Биеннале заявил Франческо — «Ваша карьера закончилась на этом».
Бонами признается, что не очень-то чувствительный к критике. Для него это часть работы.

Для биеннале в Венеции Бонами разработал план ухода от Большой Темы, что отличало эту масштабную выставку. Для этого он создал около 10 автономных разделов, в каждый из которых пригласил своих коллег, как бы разделив массив своих кураторских полномочий. Как писали в журнале Frieze, это был некий «экспансивный обзор» происходящего в современном искусстве.
Биеннале была устроена как ряд железнодорожных станций.
Самой тяжеловесной частью выставки стала «Станция Утопия» — Молли Несбит, Обриста и Тиравании, которая насчитывала 160 художников, расположенных в помещении, напоминающим клуб. В таком беспорядке многие работы просто потерялись.

С 2004 до 2008 был также и артдиректором Виллы Манин, центра современного искусства, который находится в провинции Удине, в местечке Passariano.

В 2008 году Бонами возглавил 75 Биеннале Whitney. Также как и в Венеции, он решил не привязывать себя к определенной тематике, а выбрал искусство, которое репрезентировало бы тот ряд идей и материалов, с которыми работали в тот момент американские художники.

Также Бонами как эксперт участвовал в создании выставки Арте Повера в Walker Art Center в Миннеаполисе, в галерее Tate в Лондоне. У Бонами есть несколько книг, первая из которых была опубликована в 1996 году и называлась «Echoes: Contemporary Art at the Age of Endless Conclusions / Эхо: Современное искусство в эпоху Бесконечных Выводов». Также Выпустил книгу «Четвертый пол» совместно с Рафом Симонсом.

The Fourth Sex_Adolescent Extremes_Charta_www.lylybye.blogspot.com_600

Также книгу «Universal Experience: Art, Life, And The Tourist’S Eye», в которой он объяснил, почему зрителю не подобает при виде того или иного произведения современного искусства говорить «Я тоже мог бы так сделать».

На своем личном сайте Франческо Бонами представляет правила, которые написал художник Милтос Манитас по случаю 50 Венецианской Биеннале, они называются «Neen Dogma of Painting».
К примеру, как вам такое правило:

«Для того, чтобы рисовать на большом холсте, покупайте большие кисти…Допускается только холст-масло. Используйте проектор для рисования. Если же вы умеете рисовать, то займитесь лучше флэш-анимацией или модой…Работайте кистью как если бы вы были парикмахером…Используйте ассистентом…У них не должно быть никакого опыта, но интерес к живописи…Прикажите им использовать неправильный цвет…Все важные художники прошлого делали копии, поэтому их работы дожили до наших дней.»

bonami6004

Бонами всегда удивляется тому представлению о силе и власти кураторов, которое есть у многих художников. Он уверенно заявляет, что успех какого-нибудь молодого неизвестного художника не зависит от участия в его кураторских проектах. Он знает это точно, потому что пробовал выставить свою живопись под поддельным именем в рамках одного своего проекта. Он пишет: «Люди проходили мимо, не проявляя никакого интереса. Это миф, что кураторы меняют карьеру художника. Только работа художника меняет карьеру художника».
В одном интервью Бонами спросили, хочет ли он выставить свои работы когда-нибудь снова, и он ответил, что никто не захочет показывать их.

Фотограф — Валерий Леденев

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.