Что такое искусство? Это некая ниша, которая заключает в себе сущее. В Библии сказано, что имя бога — сущий: «Я есмь сущий». Это значит, что искусство имеет божественное происхождение, открывающее ворота в Царствие Небесное. Возможно, многие не согласятся с этим, но так утверждает в своем «манифесте» Сергей Ануфриев, предлагая четкую градацию художников («высшие») и других («низшие»). Искусству отводится особая роль проводника в нашем мире, а художник — посредник.
В галерее актуального искусства RuArts открылась персональная выставка Ануфриева, основателя паттернизма, под аналогичным названием — «Паттернизм». Галерея будет принимать посетителей в течении месяца с 20 октября по 26 ноября.
Основой для выставки послужил программный манифест о паттернизме, который в 2007 году составил Ануфриев. Художник говорит, что современное искусство зашло в тупик, и с помощью нового течения он намеревается изменить сложившуюся ситуацию. Паттернизм должен послужить образцом того, каким должно стать искусство. Паттернизм исключает десятки трактовок одного объекта. Зритель видит то, что изобразил автор и ничего более. С одной стороны это огромный плюс для зрителя, поскольку нет двойного смысла, что облегчает восприятие и исчезает понятие «избранный», каждый видит то, что видит другой. А с другой стороны, пропадает загадочность, тайна, которую хочется разгадать.
Картины экспонируются на двух этажах. Работам первого этажа можно дать название — иллюстрации, работам второго — люминесцентные.
Первые — интерпретация всем знакомых с детства советских мультиков: «Ну, погоди», «Красная шапочка», «Чебурашка и крокодил Гена» и т.д. На больших полотнах можно понаблюдать за работой художника-раскадровщика, как из многочисленных прорисованных картинок рождается мультик, как с каждым новым штрихом разворачивается действие, изменяется сюжет. На каждой картине есть 8 окошек, куда можно подсмотреть и увидеть, что происходит с героями. Четкая нумерация не дает возможности ошибиться, и так зритель от первого окна переходит ко второму, третьему и далее. Как было сказано ранее, это одна из черт паттернизма — избежать вольной трактовки работ зрителем. Стоит отметить, что изменения в привычных сюжетах довольно своеобразны. Здесь присутствуют как элементы жестокости, так и обыденной жизни. Хотя кто может утверждать что в советских мультиках не было ни того ни другого. Вспомним, хотя бы «Ну, погоди», где заяц постоянно издевался над волком. Разница лишь в том, как воспринимать. Для детей волк — это олицетворение зла, непомерной силы, а заяц — маленький беззащитный, прибегающий к хитрости и смекалке. Может быть, Ануфриев лишь помогает задуматься и переосмыслить многие жизненные устои на примере мультипликации, а наступивший тупик в искусстве, по его мнению, относится к современному обществу и к нашим будням.
Картины, расположенные на втором этаже, как уже было сказано, написаны акриловыми люминесцентными красками. Каждая подсвечивается ультрафиолетовой лампой. Это придает им некий 3D-эффект. Например, луна, отражающаяся на поверхности воды, превращается в сияющую желтым дорожку. На одной из запоминающихся работ изображено пламя огня, справа вырисовывается силуэт то ли черта, то ли портрет постороннего человека, что опять отсылает к манифесту паттернизма и божественному происхождению искусства, а там где присутствует бог, присутствует и дьявол. Возможно, Ануфриев хотел показать, что не все художественное несет в себе положительное, и надо отфильтровывать тот поток, который предлагает нам рынок. Полотна не связывает общая идея, но выполнены в одной технике. Холст, покрытый плотной черной краской, на котором яркое сюжетное пятно. Яркое как по содержанию, так и по цвету. Человек впотьмах, просиживающий большую часть жизни за компьютером, темная пустынная улица, где изредка встречаются фонари. Во всех работах видна хорошая техника прорисовки.
Здесь было упомянуто о «манифесте паттернизму» Ануфриева, хочется привести несколько пунктов из него, дабы читатель понимал о чем речь:
«4. Тайна — как стержень, удерживающий искусство от превращения в профанный род деятельности.
8. Почитание и уважение — единственная форма отношения арт-функционера к художественной среде.
11. Арт-функционер должен посвятить свою жизнь искусству, и помнить о своей вторичной, вспомогательной, обслуживающей роли в этом процессе. История искусства доказывает справедливость такого подхода.
12. Галерист должен забыть о коммерческой задаче и осознавать сверх — задачу — помощь художникам, участие в росте и развитии культуры.
13. Куратор должен помнить о своей роли посредника и никогда не ставить личные задачи выше задач искусства. Дирижер не главнее композитора и музыканта.
16. Коллекционер должен помнить о том что искусство — единственная для него возможность попасть в Царствие Небесное».
Фотографии предоставила галерея RuArts
Материал подготовила Мария Гурова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.