Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Зритель здесь суровый, пробует всё на зуб

134        0       
28.11.11    ТЕКСТ: 

В рамках серии художественных проектов, при поддержке Arts Council of England 22 ноября в пространстве лондонского Музея науки открылся новый pop-up магазин арт-группы «Electroboutique» (Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин). По словам одного из кураторов выставки и руководителя арт-проектов Ханны Редлер, музей давно оказывает активную поддержку не только интерактивному искусству, но и художникам, которые занимаются производством новых форм, включающих в себя все аспекты интеграции новых технологий. Таким образом, программа нацелена на более широкое культурное понимание того, как взаимодействуют наука, техника и искусство.

Выставка «Electroboutique pop-up» вполне вписывается в заданные параметры. Называя себя «innovative art production company», художники решили вновь представить публике плоды своих трудов за последние семь лет. Новый проект стал усовершенствованной версией и продолжением концептуального магазина «Art That Cares», созданного два года назад в Центре современного искусства в Трондхейме (Норвегия). Теперь же «заботу искусства» можно ощутить на новом уровне. Прогресс не стоит на месте, и идея concept store в наши дни уже устарела, в то время как концепция pop-up store стремительно набирает популярность. Сокращенное наименование «pop-up» в переводе с английского языка обозначает небольшой временный магазин, открытие которого приурочено к какому-либо событию. Востребованность таких магазинов обусловлена тем, что им удается создать уникальную среду. Благодаря краткосрочности своего существования они пробуждают ощущение актуальности и новизны продаваемых товаров. Кроме того, подобная форма позволяет внедрить интерактивность, а оригинальные экспозиции подогревают интерес потребителя. Следуя последним тенденциям, художники положили в основу выставки идею временного магазина.

Пространство Музея науки оказалось подходящим для реализации проекта по многим причинам. «Контекст хорош тем, что он показывает, как развитие капитализма поддерживало развитие науки, техники, дизайна и искусства. Все это звенья одной цепи. Это то, о чем наши работы. О том, что искусство является неотъемлемой частью капиталистического кругооборота производства–потребления, и это очень хорошо работает именно в этом музее, потому что даже эстетически наша выставка попадает в эту позицию», – поясняет Алексей Шульгин. Получается, что выставка продолжает тему коммерческого искусства, которая была разработана в первоначальном норвежском варианте, где произведение искусства позиционировалось как эксклюзивный сегмент потребления. Кроме того, проект включает в себя уже знакомые московской публике произведения, такие как «Невидимые сообщения» и «ЗG International», а также две новые работы, спонсированные институцией – механизированная собака, листающая айпад («iPaw»), и компьютерная программа по генерированию Артка («Instant Artlet Maker»), разработанная совместно с Еленой Артеменко.

Некоторые клеймят такое интерактивное искусство, называя его китчем и аттракционом, вместе с тем участники «Electroboutique» видят в этом его познавательную функцию. Привлекая современного зрителя ярким и эффектным дизайном, проект сознательно призывает «переосмыслять действительность» через легко воспринимаемые формы. Насколько эта схема работает на практике – сложно сказать. Втягиваясь в смысловые игры, художники бросают участникам вызов, который позволит им прочитать «критический месседж». Тем не менее, одна из новых работ «iPaw» прозрачно демонстрирует образ «нового варвара», который привык бездумно поглощать любой информационный мусор, играясь с сенсорным экраном своего нового девайса. Похоже, что в этом интеллектуальном марафоне технология одерживает первенство, а современный человек, подверженный различным манипуляциям и утративший способность к саморефлексии, оказывается «собакой Павлова» новой формации.

Демократизм экспозиции потребовал принятия ряда мер по сохранности произведений от нашествия «варваров». «Зритель здесь суровый, пробует все на зуб», – говорит Аристарх Чернышев. Похоже, такой либеральный подход импонирует художникам, которые полагают что подобный диалог со зрителем лучше, чем загнивающие институциональные дискурсы. «Мы как авангардисты стараемся расширить область функционирования искусства и нести его людям, а не специально ориентированным или коммерчески ориентированным агентам в области современного искусства», – подтверждает Шульгин.

Сами художники признались, что критиковать современный мир уже бессмысленно, констатируя его смерть на ментальном уровне. Об этом свидетельствуют последние работы Шульгина и Чернышева, рассуждающих об искусстве после конца света. В этой связи выставка в институциональном контексте Музея науки кажется в большей степени гастролирующей ретроспективой «классиков». Правда, непонятно – классиков какого направления. Деятельность «Electroboutique» сложно ограничить какими-либо стилистическими рамками, потому что производимый ими продукт является результатом смешения различных опытов и наработок других направлений. «Мы не вписываемся ни в какие институциональные рамки, и это и есть настоящая свобода», – парирует на это Алексей Шульгин. Впрочем, «Electroboutique pop-up» может стать неплохим поводом для переосмысления собственной деятельности.

Фотографии: Аристарх Чернышев
Материал подготовила Анна Ильченко

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.