«Действия непреодолимой силы» — живописный проект, осуществленный Андреем вместе со своим четырехлетним сыном Осипом в Открытой галерее с 7 декабря по 22 января.
Четырехлетный мальчик, разливающий краски по холсту, еще не скованный знаниями художественных традиций, стилей и тенденций, по словам отца-художника, еще даже слабо представляющий себе, где заканчивается холст и начинается пол, — вот кто, по замыслу Андрея Кузькина, выступает как настоящий творец, носитель свободной воли, для которого творчество — это игра, процесс, занимающий целиком лишь до тех пор, пока не наскучит.
Цветовые пятна, сгущения и наложение красок — результат стихийной, вольной игры ребенка — становятся первоосновой для творчества художника, подходящего к делу уже сознательно и вынужденного действовать исходя из предзаданных «стихией» обстоятельств.
Андрей Кузькин установил такие правила игры для создания серии живописных работ «Действия непреодолимой силы». Бессистемно и хаотично распределенные по холсту цветовые пятна обуславливают позу, размер и положение человечков, начертанных Андреем поверх красочного фона. По словам Кузькина старшего, Осип сам выбирал, какие краски ему разбрызгивать и как это делать, участие папы в первом этапе создания картин — минимально.
При начертании самих человечков Кузькин тоже имел руководящий принцип. Сначала на холсте появились большие человечки, и уже их расположение диктовало условия пространственного существования человечкам поменьше.
Сам процесс создания картин можно увидеть на мониторе, установленном в коридоре галереи. Как и в предыдущих проектах Андрея Кузькина, в этом, вроде бы простом по форме и замыслу прослеживается тяга художника к медитативной тщательности труда. (Напомним, что работы, привлекшие широкое внимание к творчеству Андрея: перформансы «По кругу» и «Пространственно-временной континуум» 2008 года, — сосредоточены на силовом поле монотонного, непрерываемого действия, вызывающего постоянное и все увеличивающееся сопротивление по мере своей реализации). В данном проекте условия «сопротивления» задаются художником изначально, а тщательность и монотонность работ связана с заполнением пространства и выражается в создании узоров из однообразных, но никогда не повторяющихся схематичных человечков.
По словам Андрея, идея этого проекта появилась у него после того, как он поработал волонтером в интернате для детей-инвалидов в Южном Бутово. Андрей занимался основами изобразительного искусства с детьми, многим из которых в силу болезни было трудно держать даже кисть в руках. Вследствие этого опыта у Андрея появилась идея привлечь к созданию работ своего собственного сына.
Картины серии «Действия непреодолимой силы» визуально вполне могут читаться как отсылка к первобытной наскальной живописи, в которой человек, творивший ее, исходил из своего ощущения связи всего со всем. В этих картинах как будто зашифрованы сюжеты неких космогонических мифов. Зритель получает «картину мира», где положение каждого его обитателя подчинено общему мироустройству, заранее предопределено независящими от него обстоятельствами, игрой стихии и «самоорганизацией» соседних групп существ. В то же время, зрителям выставки было предложено созерцать эти импровизированные картины мира не только «со стороны» в их целостности, с точки зрения «бытия мира», но и разглядывать детально, как бы «изнутри», вглядываясь в положение отдельных человечков через бинокль. Таким образом, Андрей Кузькин, как кажется, показывает, сколь малое число связей, причин и следствий доступно нам для понимания в любой момент жизни, когда каждый из нас глядит на мир через свой бинокль.
Материал подготовила Катерина Белоглазова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.