Довольно часто художник слышит вопрос: «А как же вы зарабатываете?!» Ответ может быть: «Искусство — это моя жизнь». Получение прибыли — последнее, о чем художник думает, но он все же ест что-то и спит где-то. Работать на «дядю», делать дизайн или продавать свои идеи, вступать в креативный кластер? Это несомненно обеспечит художнику хлеб, но создаст разрыв, внутреннюю раздельность, которая сыграет не лучшим образом на его собственных проектах. Можно идти на завод, делать механическую работу — тогда художник может не включать голову в работу, потихоньку продумывать свои идеи, но уж очень сильно это отнимает силы, физические и психологические. Продавать работы, получать премии и гранты — идеальный вариант, но постоянством не отличается.
Денис Мустафин решил создать пространство, в котором художник сможет делать свои работы, взаимодействовать с коллегами и окупать свой труд, не потакая конъюктуре рынка. Речь идет о Творческом бюро «Как это работает», которое открылось на втором этаже книжного магазина «Циолковский». Aroundart побеседовал о Бюро с его создателем и вдохновителем.
Вы продаете рабочий процесс?
Мы не продаем рабочий процесс, мы продаем продукт, а рабочий процесс мы выставляем. Есть идея сделать процесс максимально художественным, а навыки художников — максимально продаваемыми, таким образом скрещиваются эксбиционизм художника и бизнесовая нацеленность на результат.
А почему название о процессуальности?
Потому, что результат — это конец, а процесс — это развитие. Мы работаем и учимся, задаем вопрос и отвечаем на него. Наш слоган «Художник за работой!», и разделяют его те, кто считает, что любая работа может быть искусством, а любой творческий процесс — это труд. Для нас успех — это возможность движения к некой высшей точке, а не достижение сиюминутного результата.
Что сейчас делается коллективно?
Пока коллективно делается довольно мало, хотя я/мы делаю/делаем всяческие попытки, чтобы изменить ситуацию. Прежде всего, нам нужно выслушать друг друга и понять две вещи: что мы умеем и чего мы хотим. Исходя из этого, мы сможем сформулировать различные направления деятельности Бюро, чтобы не ограничивать себя, скажем, рекламой или дизайном сайтов. В идеале Творческое Бюро — это группа, участники которой находятся в постоянном рабочем и творческом процессе, здесь не должно быть руководителей, а лишь специалисты и художники, которые обмениваются заказами и идеями, находя и привлекая тех, кто им необходим для совместной реализации своих проектов. Творческое Бюро должно стать площадкой и лабораторией, которая помогает работать и зарабатывать, учит взаимодействовать, а не конкурировать, и демонстрирует этот процесс всем остальным — сторонним зрителям. Таким образом будет постоянно расширяться круг союзников Творческого Бюро.
Почему не назвать это просто «Мастерской»?
Мастерская это совсем другое. Под мастерской принято понимать место, где художник создает свои произведения, или в быту — место, где можно что-то починить. У нас ни то и ни другое. Творческое бюро это площадка для коллективного взаимодействия, где первоочередная задача — заработок всех его участников.
Вы прорабатываете тему сотрудничества, а вместе с ним сравнения и взаимопомощи. Как ты относишься к опыту коммуны?
Думаю, в наших условиях коммуна это полнейшая утопия, единственная возможность построить коммуну — уехать за город и жить всем вместе где-нибудь в деревне, но тогда уже не будет никакого Творческого бюро. Кроме того, пока нам довольно сложно достичь договоренности по относительно простым пунктам, что уж говорить о совместном проживании и обобществлении труда, хотя изначально существовала идея сквота-бюро, но пока не сложилось.
Какие планируете проводить дискуссии?
Дискуссии планируются, пока основные темы — это обсуждение возможных направлений деятельности бюро, схемы взаимодействия, потенциально интересные проекты.
Я помню, ты делал круглый стол по экстремизму?
По экстремизму — да, организовывал, тогда это было актуально для меня, и кажется, никто не сделал бы этого вместо меня, поэтому я взялся. Сейчас другая ситуация с протестами, проводится большое количество дискуссий и обсуждений. Опять же, для организации подобных мероприятий Творческое бюро мне ни к чему.
Получается формат чисто дискурсивный, раз интересует личное общение? А как работать вместе?
Живое общение в противовес он-лайн общению, смысл не в том, чтобы все время общаться, но сообща реализовывать проекты, выполнять задания на аутсорсе, возможно, проводить выставки. Работать в одном помещении не будем, пока совершенно точно это противопоказано, тогда все рискует превратиться в рекламное агентсво или что-то типа того. Формат работы — поболтали, разошлись поработали, снова собрались, обсудили и так пока не доделали. Со времени задумки появился офис, что скорректировало мое представление о проекте. Конечно, в будущем офис должен будет совмещать в себе место для встреч и обсуждений, лаунж-зону, студию для фото и видеосъемки, несколько рабочих мест и небольшой цех со станками и возможно мини типографией.
Ваш офис это нечто большее, чем офис в обычном понимании.
Прежде всего, офис это физическое измерение предприятия, его телесность, потому что в проекте Творческого бюро хотелось отказаться от виртуальности. Офис это место для встреч, где можно проводить мозговые штурмы, не стесняя хозяев чьей-то квартиры и не тратясь на кофе и другие напитки. Здесь можно проводить компактные выставки, сидеть в Интернете за чашкой чая или просто посидеть перед тем, как поехать в другое место. Быть в центре всегда удобней, чем на периферии, есть возможность оперативно реагировать и всегда успевать в нужное место. Всегда нужна некая точка отсчета, и у нас это офис.
Вы предлагаете дизайн сайтов, но это типичная коммерческая история. Это поможет окупить деятельность Бюро, или ты считаешь ее таким же проектом актуального искусства?
Дизайн сайтов и вообще дизайн — это лишь малая часть того коммерческого, что мы планируем делать. Цель Бюро не в том, чтобы, зарабатывая деньги, окупать какие-то проекты, цель бюро — помогать художникам зарабатывать деньги, «не продаваясь» при этом. Часть заработанных денег будет потрачена на приобретение оборудования, в том числе на станки для работы с различными материалами, принтеры для печати на тканях и т.п. В дальнейшем это оборудование может быть использовано и художниками — для создания своих работ.
Что сейчас происходит, есть ли осуществленные проекты?
В настоящий момент мы ищем тех, кому можно будет сделать бесплатную «рекламную кампанию» для собственного портфолио. Подобное мы планируем делать и в дальнейшем, когда у нас уже появятся клиенты и будут постоянные заказы. Мы готовы сотрудничать с фондами, некоммерческими организациями, различными гражданскими инициативами.
Кто уже является участником проекта?
Костяком Творческого бюро являются художники-участники прошлогоднего фестиваля «Пошёл! Куда пошёл?».
Напомни читателям, что это за фестиваль.
«Пошёл! Куда пошёл?» — независимая низовая инициатива художников, альтернатива молодежному биеннале, провокативное мероприятие, паразитирующее на бренде молодежки и одновременно противопоставляющее себя ему, все активности происходили на улице летом прошлого года.
Как можно вступить в Бюро?
Нужно прийти в Бюро и сообщить о своем желании вступить, а также рассказать о своих возможностях, навыках и опыте работы, обсудить предпочительные схемы сотрудничества. Офис находится по адресу — Новая площадь, д.3/4 , подъезд 7д в здании Политехнического Музея.
Есть какое-то предпочтение медиа?
Личное общение, устная речь.
Я видела на вашей странице, что вы планируете проводить вечеринки.
24 декабря у нас 12-часовая музыкальная вечеринка: до митинга, во время, вместо митинга, после митинга. Приходите.
Материал подготовила Алина Гуткина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.