«Платформа» — это экспериментальный проект, соединяющий в рамках одного пространства театр, музыку, танец и современное искусство. Автором идеи и художественным руководителем является Кирилл Серебренников. В своих интервью Серебренников признается, что устал от привычного театра и переложения классики на современную сцену. Театр должен вызывать чувства, эмоции, удивление, шок, а не привыкание и предугадывание. «Платформа» стирает границы как между исполнительными искусствами, так и между участниками проекта. Наряду с отечественными артистами выступают зарубежные.
Пространство «Винзавода», где проходит «Платформа», позволяет представить зрителю обширную программу: выставки, мастер-классы, лекции, спектакли. Многие театрализованные представления показаны впервые, некоторые поставлены специально для проекта «Платформа». Для каждого месяца кураторы выбирают определенную тему, которая умещается в значение одного слова. В октябре это — «сон», в ноябре — «травма», в декабре — «голос».
Кирилл Серебренников хочет, чтобы проект стал постоянным: «Я специально заложил систему интендантов — сменности худруков, как в любой демократической системе».
Мне удалось побывать на нескольких театральных постановках в рамках проекта «Платформа» и обсудить детище Серебренникова с посетителями. Оказалось, что зритель во многом не готов к такому эмоциональному потрясению. Некоторые выбегают из зала уже через несколько минут, другие просто испытывают неприязнь, негатив. Человек здесь должен быть подготовлен к любым неожиданностям и моральному давлению. Гости сошлись во мнении, что в анонсах к спектаклям необходимо указывать: «Людям с неустойчивой и слабой психикой не рекомендуется».
В ноябре состоялись две важные премьеры. Первая — «Долина боли», спектакль Владимира Епифанцева. Большая часть материалов, посвященная постановке, построена на описании личности автора и его заслугах в художественной сфере. Не хотелось бы строить материал таким образом и писать о том, где снимался Епифанцев, что он из себя представляет, какую неоднозначную репутацию заработал. Зачем знать о жизни, мировоззрении мастера, если зрителю предлагают оценить готовый продукт.
В программке, которую раздавали при входе написано, что «Долина боли» — это перформанс, с чем я категорически не соглашусь. В наши дни все что угодно называют «перформансом», будь то полноценная театральная постановка или продажа мандаринов у метро. Непонятно, то ли слово модное, то ли еще что.
«Долина боли» — спектакль с двойным дном. В центре внимания спор героев советской телепередачи «АБВГДейки», посвященный ПДД: на какой цвет светофора переходить дорогу. Вроде бы простой вопрос — простой ответ. Это на поверхности. Но Епифанцев выворачивает все наизнанку, оголяет суровую действительность. Его главная цель — эмоции. Автор предлагает другое прочтение АБВГДейской серии. Оно наполнено страхом, слезами, болью, отчаянием. Тут-то и скрывается второе дно!
Боль здесь главная героиня. Это ощущение знает каждый: физические муки, душевные терзания. Нет такого человека, который бы ни разу не сталкивался с болью. Она сопровождает нас на протяжении жизни. Головная боль, зубная боль, боль утраты. Героиня следит за действующими лицами и произносит свой монолог в глубине сцены: «Я люблю вас всех». Такое признание обескураживает, но если вспомнить о частых посещениях героини, то действительно понимаешь, что любит. А если не любит, то не болит. Боль связана со всеми участниками постановки. За час времени никого не обошла стороной. Игорь, Клёпа, Шпилька — все они испытывают страх перед болью и все ее ощущают.
Это мир хаоса: каждый живет своими мыслями и представлениями, их связывает только общее пространство, разговоры ведутся об элементарных вещах, но все они ни о чем — пустые. Герои понимают друг друга, однако не прислушиваются. Беготня, суета, вопли — абсурдные действие. На сцене появляется картонная акула, в которую все без причины заползают, писающая пианистка, бегающая полуголая женщина с целлюлитом, обмазывающая себя кровью и т.д. Истерия заполняет сцену.
Еще одним главным героем является звук. Без него спектакль бы не получился. Оглушающие и давящие звуки вызывают шоковый эффект. Стрельба, которая началась на сцене минут через сорок, каждый раз заставляла подпрыгивать на стуле от неожиданности. От монологов главной героини непроизвольно льются слезы.
Под конец представления на сцену вприпрыжку выбегает девочка лет десяти, веселая и задорная. Она олицетворяет смерть. Приходит всегда неожиданно и один раз. Маленькая, хрупкая, добродушная забирает тебя с улыбкой на лице. Смерть неразрывно связана с болью, но последняя выполняет всю грязную работу. Оказывается, что боль — мать смерти, и это открытие — кульминационный момент. Главная героиня, никогда не испытывавшая материнской любви, произносит фразу: «Я так и не научила вас любить».
Епифанцев очередной раз заставляет задуматься о смерти, о близких, которые дороги, об осторожности, которой мы пренебрегаем. Вопрос на какой цвет все-таки нужно переходить дорогу, так и не получил ответа, но это уже не важно. Зрелищная «Долина боли» вызвала у всех до единого зрителей эмоциональный всплеск, горечь, страх. Автор хотел испугать зрителя, и ему это удалось.
Другой премьерой на сцене «Платформы» стала постановка голландских хореографов Гая Вайцмана и Рони Хавер. «История солдата» — это новое видение старой истории. Произведение Игоря Стравинского, написанное в 1918 году для чтеца, двух актеров, танцовщика и камерного ансамбля из семи музыкантов, в 2011 обрело другой смысл. Сейчас разговор идет о настоящей войне, о настоящем солдате, где нравственность и сострадание понятия неуместные. Здесь если не ты, то тебя. Сто лет назад Черт соблазнял беглого солдата лишь мирскими благами, заставляя поступиться духовными ценностями. Сегодня на поле боя нет времени рассуждать о духовном, сегодня мы все звери, которые борются за единственную оставшуюся ценность — жизнь.
От прежней «Истории солдата» осталось разве что название, даже главный герой теперь — Совесть, которую играет Виктория Исакова. В постановке голландцев изменения очевидны: количества действующих лиц на сцене, музыка, текст, хореография.
Музыка, как и в других спектаклях «Платформы», занимает одну из важнейших ролей. Алексей Сысоев решил почти не использовать привычных музыкальных инструментов, написал партитуру для бытовых вещей: прутья от веника, пила, шланги; иногда слышаться звуки балалайки и губной гармошки. Привычная уже какофония резко сменяется тишиной или тяжелым дыханием артистов. И это уставшее и напряженное дыхание смертельно для жизни солдата. Оно подскажет врагам, где тебя искать.
Действие происходит в «расширенной» казарме, где в поле зрения зрителя попадает несколько двухъярусных кроватей, на одной из них тихо и мирно сидит тот самый солдат, мысли которого мы слышим на протяжении часа. В другом конце комнаты установлены три шеста, на которые в момент наивысшего напряжения забираются танцоры. Акробатические трюки, четкое взаимодействие, плавное перетекание из одной позы в другую — попытка передать страх и нервозность. А текст, основа всего, доносит переживания солдата. Каждое слово, произносимое Исаковой, весомо и значимо. Монолог как исповедь. Однако загадка, кому она предназначена: матери, Богу или людям, чтобы не осуждали? «История солдата» начинается в тот день, когда герой наперекор всем, особенно матери, заявляет что хочет служить в армии. Он не мужик, если не отслужит. Его громкие размышления слышаться из плена. Здесь переплетается прошлое и настоящее. После освобождения он мчится домой к единственному близкому и любящему человек, к маме. А мама получила похоронку от военкома и узнала, что единственный сын, опора и надежда был не где-то под Москвой, а в горячей точке, да еще и добровольно. Главная мысль: «А потом, когда в плен попал, понял один момент. Вот сижу я здесь и как только она об этом узнает, это все, конец. Это считай я сам ее убил».
Стоит выделить хореографию Гая Вайцмана. Это не просто первоклассные танцовщики, но артисты, подготовленные физически и морально. В ход идет не только тело, но и мимика. Каждый играет свою роль. Все участники составляют единое целое; лишившись одного из них, маленький мир рухнет. Отточенные синхронные движения, четкая очередность, пластика и даже гул биения сердец участвуют в хореографии.
«История солдата» — это толчок, который способствует переоценке ценностей. Эта история не просто о жизни военного, а целая философия. Здесь речь идет о восприятии, осмыслении и последствиях. Решаясь на какой-либо поступок, мы должны отдавать себе отчет, что несем ответственность не только за себя, но и за других.
Фотографии предоставлены проектом «Платформа»
Материал подготовила Мария Гурова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.