Музей Ван Аббе – один из наиболее знаменитых европейских музеев современного искусства – является украшением маленького индустриального городка Эйндховен. Музей основан коллекционером и, как бы мы сегодня сказали, «табачным магнатом» Генри Ван Аббе. На протяжении всей истории музея его директора, в числе которых Ян Лееринг, Эди де Вильде, Руди Фукс и Чарльз Эше, снискали ему славу самого авангардного музея современного искусства в Европе. Кстати, именно Ван Аббе обладает самой большой в мире коллекцией работ Эль Лисицкого.
В этом году музею исполняется 75 лет, в связи с чем проходит серия выставок «Out of Here», которая продлится до 8 января 2012 года. Экспозиция поделена на три смысловые части: все они так или иначе посвящены городу Эйндховену. Первая часть под названием «For Eindhoven – The City as Muse» – групповая выставка художников, чьи работы были созданы в Эйндховене или для Эйндховена. Название выставки – явная отсылка к работе Родни Грахама «Supplemented Standard Edition with Prussian Blue Shelf (for Eindhoven)», созданной специально для музея Ван Аббе и идеально выражающей связь музея с городом. Здесь же экспонируется «Untitled Progression» минималиста Дональда Джадда, в диалоге с которой Родни Грахам создал свое произведение. «SLOTO – Secret Life of the Onion» Джейсона Роадеса, также созданная специально для коллекции музея Ван Аббе, обыгрывает актуальную в этом окружении модель – опыт посещения музея. Смелое решение куратора Анни Флетчер – произведение минималиста Дональда Джадда в центре инсталляции Роадеса – практически превращает инсталляцию в театральную постановку. Здесь же в Эйндховене была создана одна из трех частей знаменитой работы «The Shortest Day» Яна Диббетса, стилевой предшественницы фотографических серий Андреаса Гурски. Несмотря на то, что этой осенью у музея были трудности, связанные с политической обстановкой в стране, в рамках «For Eindhoven – The City as Muse» был спасен «Wood Circle» Ричарда Лонга. Произведение было практически продано новым владельцами, однако музей организовал акцию «Save the Wood Circle». В результате, благодаря усилиям нескольких десятков человек, «Wood Circle» остается в коллекции музея Ван Аббе. Здесь же представлены работы Стэнли Брауна, Мэтта Малликана, Аннэтт Краус и Петры Бауэр, Ханса Хааке, General Idea, Фила Коллинза, Джерарда Бирна, Геррита ван Бакела.
Родни Грахам, «Supplemented Standard Edition with Prussian Blue Shelf (for Eindhoven)», 1990–1991
Вторая часть, озаглавленная «And on Sundays we Сelebrate Friday», представляет работы, пожалуй, самого знаменитого художника, родившегося в Эйндховене, Дика Вердулта. Эту выставку я не отказалась бы посмотреть несколько раз. Работы художника включают множество приемов: начиная с ироническо-кровожадных скетчей на социально-политические темы и заканчивая тотальными инсталляциями, которые – что редко встречается сегодня – могут приковать внимание так, что невозможно оторваться, пока не завершится полный цикл превращений, задуманных автором. Одна из таких инсталляций буквально общается с посетителями (к сожалению, только на голландском языке), однако даже это не устраняет эффект, который она производит, будучи при этом не «блокбастером», а многослойной социальной критикой.
Дик Вердулт, вид инсталляции
Третья часть серии «Out of Here» посвящена десяти местным коллекционерам, которые впервые показывают свои выдающиеся коллекции.
Кроме того, на верхнем этаже музея экспонируются постоянные коллекции – целый зал утопических зарисовок Лисицкого, Ласло Мохой-Надя и других гениев-авангардистов начала ХХ-го века.
Этой осенью музей Ван Аббе пережил жесткую атаку местных политиков, которые сетовали на «элитарность» программы музея и ее дистанцированность от жизни города, измеряемой, по мнению политиков, количеством «блокбастеров». Выставка, проходящая сегодня в музее, как нельзя лучше иллюстрирует роль Ван Аббе в жизни Эйндховена.
Геррит фон Бакел, «Eindhoven-Presence-Machine», 1980
Джерард Бирн, «Wood Circle»A Thing is a Hole in a Thing it is Not, 2010
Ян Диббетс, «The Shortest Day at Van Abbemuseum», 1970
Дональд Джадд, «Untitled Progression», 1970
Джейсон Роадес, «SLOTO — The Secret Life of the Onion», 2003 (в центре: Дональд Джадд, «Untitled», 1974–1976)
Джейсон Роадес, «SLOTO — The Secret Life of the Onion», 2003
Ричард Лонг, «Wood Circle», 1977
Библиотека музея Ван Аббе
Фотографии: Чини Лим
Материал подготовила Екатерина Крупенникова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.