Если «совесть Германии» в литературе – это Генрих Бёлль и Гюнтер Грасс, то в живописи – это Герхард Рихтер и Ансельм Кифер. Так совпало, что пока у Рихтера проходит масштабная ретроспектива в Тейте, Кифера выставляет недавно открывшееся третье отделение «Уайт Кьюб». Первое, что поражает зрителя, это череда бесконечных свежеокрашенных белых стены, на которых посетители еще не успели оставить свои следы, и блестящие, как рождественский каток, полы, на которых, кажется, можно поскользнуться. В этом контексте руинированные работы Кифера кажутся чужими, посторонними, инородными. Они смотрятся настоящими артефактами из прошлого, чудом избежавшими уничтожения во время Второй мировой. Может быть, такая выхоленная галерея, как «Уайт Кьюб», и есть самое лучшее место для экспонирования «совести Германии». Именно тут просыпается совесть в каждом зрителе: посреди вылизанной и отполированной современности он сталкивается с осязаемым и действительным прошлым. Разрушение, насилие, боль, гниение, разложение воплощены в материи самих холстов. Отсутствие подписей к работам – частое явление в высоколобых коммерческих галереях – только усиливает этот эффект. Перед вами не произведения искусства, а реальная, материализовавшаяся история.
Название выставки «Il Mistero delle Cattedrali» («Тайны готических соборов»), отсылающее к фигуре загадочного алхимика Фулканелли, утяжеляет работы Кифера новыми мистическими смыслами. Во-первых, сама символика его картин и скульптур перестает восприниматься как чисто немецкая. Например, что означает орел? Является ли он гербом Третьего Рейха или вздымающейся ввысь алхимической первоматерией? Странно, но почему-то про художника редко упоминают в свете этого учения. Его живопись, граничащая с процессуальным искусством и лэнд-артом, это самая что ни на есть алхимия, практикуемая в галерейном пространстве. Во всех работах запечатлены процессы окисления, следы старения вещества и пути его трансформации. Когда смотришь на его картины, то кажется, что, если ты подойдешь к ним на следующий день, они будут уже другими (вспомните работу Роберта Морриса «Непрерывный проект, изменяемый ежедневно», 1969).
В контексте истории искусства работы Кифера – это алхимическое превращение тряпичной природы холста в материальную твердость инсталляции и энвайронмента. Для своей «живописи» он использует совершенно антиживописные материалы, добиваясь при этом сверхживописных эффектов. В результате таких ухищрений традиционные характеристики картины обретают свое собственное автономное существование. Кракелюры становятся расщелинами, а сама фактура его пейзажей – ландшафтом per se. Выразительность немецкого экспрессионизма в его работах доводится до своего предела, это уже не распределение краски по поверхности, а все равно что взрывы на минном поле.
Вторжение истории в «неисторичность» и «вневременность» безупречно белой галереи производит еле заметный травматический эффект, который распознается скорее как некое послевкусие грусти. Но грусти безусловно не ностальгической. Прошлое здесь – груз, от которого мы не можем избавиться, а тяжесть этого груза оказывается идентичной неподъемным холстам и скульптурам художника. Но если их смогли перевезти через Ла-Манш ради этой выставки, значит, и мы сможем двигаться дальше, не отрекаясь от нашего коллективного прошлого. Но кроме этой глобальной грусти, все-таки возникает и некая другая грусть, связанная с личностью самого Кифера. Не смотря на эффектность его работ, от них все-таки веет уже чем-то не тем, чем раньше: талант художника начал увядать.
Выставка продлится галерее «Уайт Кьюб», Бермондсли до 26 февраля.
Материал подготовил Андрей Шенталь
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.