Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

А вот сам и предложи!

161        0       
10.01.12    ТЕКСТ: 

Как сказано в старом анекдоте, если в индийском фильме на стене висит ружье, то в конце фильма оно запоет. А если вы идете на творческий вечер группы «Что делать?», то с достаточно большой вероятностью будет музыка и пение. 5 января в книжном магазине «Циолковский», расположившимся в Политехническом музее, состоялась именно такая встреча. Среди столов, заполненных книгами, разместилось 30–40 человек, а участники группы рассказали о проделанной работе за последнее время.

Как и предполагалось, разговор, начатый участниками платформа «Что делать?», практически сразу перешел в плоскость радикальной политики. Благо, последние события, которые в это вечер назывались просто — «декабрь», давали повод не просто говорить о радикальной политике, но говорить о ней с заметным энтузиазмом. Выступили Николай Олейников, Алексей Пензин, Ольга Егорова (Цапля), Дмитрий Виленский (последние двое — по скайпу). Важное высказывание было у Оксаны Тимофеевой, которая зачитала список требований — своего рода программу для левого движения в сфере культуры. Среди прочих требований числились и финансирование культурных учреждений, и поддержка художественного образования, и отмена цензуры в каком бы то ни было виде. Дискуссия, развившаяся из закономерного вопроса, как все это реализовать, показала, что у художников и теоретиков из «Что делать?» нет общего мнения на сей счет. Одни раскритиковали сам режим требований, другие говорили, что в условиях, когда «Господин больше не Господин», то есть в условиях кризиса власти, даже самые утопические требования могут работать как мощное орудие.

В разговоре были затронуты самые разные темы. В частности, внезапно речь зашла о сквотировании — о том, что нужно захватывать площадки, раз они нужны. «Я давно присматриваюсь к одному бесхозному помещению», — признался Олейников. В этом направлении, вероятно, и нужно искать пути реализации любых требований. Пока что власть и биг-бизнес наступали и оккупировали, сразу же легитимируя каждый свой захват. По всей видимости, «Что делать?» предлагает действовать также. То есть, естественно, речь идет не о рейдерстве, а о том, чтобы всегда быть на шаг впереди и ставить противника перед фактом.

первый каталог группы «Что делать?», недавно изданный Walther König 

На том же вечере было показано видео «Урок несогласия», документация перформанса в рамках выставки группы «Что делать?» в Кунстхалле Баден-Бадена. Четыре исполнителя поют о болезни «капитализм» и методах решения, которые у них есть, в то время как из зала откликаются три подсадных зрителя: возмущенный либертарианец, пугающий ГУЛАГом; дама, привыкшая много и со вкусом потреблять, в том числе критическое искусство; умудренный многими знаниями скептик. Всю эту срежиссированную дискуссию заканчивают переодетые полицейскими актеры, которые прерывают представление, называя его экстремистским и задерживая исполнителей. Одна из зрительниц, «знакомая знакомой одного из исполнителей», как выяснилось, атакует полицейских. Этот спонтанный выпад завершает акцию.

Еще в самом начале вечера Николай Олейников посчитал нужным оговориться, что все обвинения в создании развлечений для буржуазии, которые часто адресуются группе, и в частности вот это не имеют под собой оснований. Любопытно, но после показа видео Кети Чухров, принимавшая участие во многих инициативах «Что делать?», задала вопрос в той же логике: «Чему вы хотели научить этих баден-баденских буржуа?» Действительно, зрители сидели со стеклянными глазами. Посадив актеров в зал, художники включили возможные ходы критики, самые хрестоматийные, в свой перформанс: «ваша революция приводит к кровавым трагедиям», «революция потребляется, как и все другое; мы вас ассимилируем» и «мы все это уже проходили и опровергли». Но те слова, которые звучали из уст подсадных зрителей, вряд ли были бы произнесены настоящими зрителями. Благодаря Бертольту Брехту, участники «Что делать?» прекрасно понимали это, поэтому они решили открыть зрителям их истинные помыслы. Баден-Баден настолько консервативное место, что местная публика не удостаивает никого критикой, что не значит, что со стороны местного сообщества не было никакого ответа. Уже после выяснилось, у директора Кунстхалле Йохана Холтена возникли проблемы из-за выставки и перформанса.

Во время обсуждения видео был задан интересный вопрос: «Вы заканчиваете приходом полиции, и тем копируете вполне известный факт: все акции заканчиваются приходом полиции и задержаниями. Но к чему этот мимесис? Может, лучше предложить нечто иное, некий утопический вариант?» Участники группы «Что делать?» ответили по-разному, но резюмировал все Олейников: «А вот сам и предложи!»

группа «Что делать?», «Урок несогласия», 2011

Закончилось все концертом ансамбля «Аркадий Коц»:

видео: Максим Крекотнев

Материал подготовил Сергей Гуськов

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.