Любой художник занимается выработкой своего языка. Но речь здесь не идет о коммуникации, как о возможности передать свою мысль «другому». Ты можешь поделиться мыслью вербально с тем, кто потенциально услышит.
Я говорю об ином типе коммуникации — язык, принадлежащий сфере континуального. Такой хаотичный язык исключает дуальность. В нем нет слов и мыслей. Главный агент — время. Содержание — чистая длительность.
Как пример, фланирование в интернете. Такой формат — единственная форма восприятия гиперссылки. Информации слишком много, и теряется дискретность.
Реальность изменяется, но не прерывается. Сознание пользователя соприкасается со сферой, где частные явления не выделяются.
Такого же эффекта может достичь и художник. Дать зрителю такое эмоциональное восприятие, когда внимание поглотит опыт. В конечном итоге, размышления так или иначе соотнесутся с предметом, объектом, инсталляцией, видео. Но все же художник затрагивает чувственную сферу, которая рождается из континуальности. Она дает ощущение целостности и единства.
Я прощупывала почву такого языка на примере перформанса. Когда я делаю перформанс, в котором участниками становятся «не-художники», я возможно создаю некоторую внешнюю дуальность. Бывший потенциальный зритель теперь становится художником. Он выделяется и фиксируется. Механизм срабатывает в тот самый момент, когда зритель обнаруживает, что такой же зритель,стоящий рядом с ним, оказывается агентом художника и частью ранее задуманного произведения искусства.
Для меня, как для художника, самое главное в перформансе это длительность и непрерывность. Живые скульптуры, которые никак не взаимодействуют со зрителем, вносят новое восприятие окружающего пространства. За счет времени и продолжительности бездействия происходит переключение внимание. За ним — полное переключение сознания. Не просто — что здесь происходит, а, черт побери, это происходит здесь и сейчас. Сейчас — ключевое.
Делая саунд-перформансы, ты создаешь дополнительное звуковое энергетическое поле, способствующее более глубокому осознаванию этого «сейчас». Я думаю о слове «Integrity». Это слово можно перевести с английского как «целостность». Состояние чистоты и полноты. Если посмотреть этимологию слова, то латинское integritās — это также soundness. Качество звукового «бытия». Саунд-перформанс — это тотальное погружение в звук. Создается резонанс, также как и целостность погружения в «здесь и сейчас».
Художник, занимающийся практикой перформанса, знает, что присутствие — основной фактор происходящего. Слов и мыслей опять же не существует в этом поле.
Документация — слабая и почти бесполезная вещь, создающая дуальность «тут» и «там».
Это было некоторое повествование о необходимости искать язык. В моем случае это язык длительности. Противоречиво визуальным рядом я выбрала живопись Пола Винстанли. Художник определенным образом поднимает вопрос присутствия, но совершенно с «обратной» стороны. Антонимично.
Алина Гуткина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.