Автомобильной корпорации Daimler AG, владеющей марками «Мерседес» и «Майбах», принадлежит неброское, продуманное и выдержанное собрание минимализма и концептуализма, а также их производных. Уже более двадцати лет последние приобретения коллекции выставляются в уцелевшем во время войны здании «Haus Huth», которое теперь зажато в стеклянных тисках футуристической Потсдамской площади. Такой выбор не случаен, так как здесь искусство должно восприниматься как последний оплот традиционных ценностей, чудом спасшихся в мясорубке бездуховного двадцатого века. Но среди бесчеловечных стеклянных небоскребов и безликих торгово-развлекательных центров «эстетика администрации, легальной организации и институционального утверждения», за которую упрекали концептуализм критики левого толка, очутилась как раз в своей родной среде. Как в известном тезисе Сола Левитта, художники этого направления исполняют здесь роль клерков, занятых каталогизацией и регистрацией. Что касается работ минималистов, то они смотрятся подчеркнуто авторитарными и повторяют «лишенное индивидуальности лицо технологии, индустрии и торговли».
В настоящий момент «Дэймлер» выставляет ретроспективу концептуального искусства, пытаясь выявить его связь с современными практиками. Эта выставка – запоздалая попытка подвести итоги течения, историзировать и институализировать его в сотый раз, что особенно заметно в текстах каталога, где директор галереи использует эпитеты «исторический» и даже «классический». Именуя концептуализм классикой, галерея утверждает верность выбранного вектора коллекционной деятельности, начатой в 1977 году. Выходит, что идея этого направления высока в той степени, в какой продукция корпорации безупречна: мерседес среди прочих автомобилей то же, что и стеклянные пластины Кошута среди фигуративных холстов. За невзрачностью оболочки скрывается качество сборки, в случае художника, этой сборкой оказывается псевдофилософское телескопическое накручивание и привинчивание: цитирование Витгенштейна как цитирование Блаженного Августина.
Как часто случается, выставка «Концептуальные тенденции с 1960-х по наши дни» интересна тем, что приоткрывает очередные забытые имена европейского концептуализма. Например, работы датчанина Алберта Мертца. В своей абстрактной живописи он попытался преодолеть субъективность ар информель и сделал ее исключительно концептуальной, сведенной к двум модульным цветам. При этом его работы, лишенные сухости американских монохромов того времени, трогают наивностью и детскостью, возможно, унаследованной от группы «КоБрА», «голова» которой находилась как раз-таки в Копенгагене. Особенно интересно, что его фильмы, сделанные в дадаисткой эстетике, демонстрировались на мониторах, размещенных прямо на полу. Была ли эта задумка самого художника или же куратора – об этом каталог не сообщает ни слова. Но ясно одно: после деконструкции линейности и повествовательности буржуазного кинематографа, осуществленной Рене Клэром и Фернаном Леже, художнику-дадаисту оставалось лишь низринуть саму проекцию на пол.
Среди «историко-классических» участников этой выставки встречаются также и сугубо концептуалистские работы относительно молодых авторов вроде Карин Зандер, Сил Флойер и Изабель Хаймердингер, которые сливаются со своими предшественниками и выглядят крайне органично. Но наличие Мартина Бойса в качестве чуть ли не главного экспонента – именно его работы в силу того, как они выставлены, привлекают больше всего внимания – вызывает недоумение. В своих скульптурах, отсылающих к модернизму двадцатых годов, а именно к Жоэлю и Жану Мартэль, он явно не отказывается от оптических и пластических ценностей во имя торжества самой идеи. Не менее странным кажется и включение в выставку Сантьяго Серра, которого сложно назвать исключительно концептуальным художником, хотя визуально строгие документации его работ внешне напоминают портреты «исторических» концептуалистов. Скорее не недоумение, а уже разочарование вызывает то, что в коллекции находятся практически только американские и западноевропейские художники. В то время, когда концептуализм Восточной Европы и Латинской Америки уже давно стал общепризнанный феноменом мирового искусства, подобные попытки историзации кажутся крайне близорукими.
Материал подготовил Андрей Шенталь
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.