Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Кухня

118        0       
06.02.12    ТЕКСТ: 

Очень часто самоидентификация связана с кругом общения. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Все в таком духе. Школьный расклад, если не сказать хуже. Но вступая в художественную среду, ты так или иначе столкнешься с подобным самоопределением. Есть круг одного художника, есть круг определенного куратора, есть мастерские, есть групповые проекты, есть фонды, в конце концов. Гораздо чаще я сталкиваюсь с разбором полетов, с кем и как я общаюсь, нежели с предметным разговором об искусстве. Корпоративные дела очень сильно утомляют, но все же делать каждый месяц персональную выставку не комильфо, а от групповых проектов отказываться было бы странно (даже если вызовет удивление факт попадания в определенный «сектор»).

Во время подготовки группового проекта обязательно возникнут «терки» подобного толка. Само участие в определенном проекте — факт легитимации определенного набора. Конечно, если речь идет о кураторском проекте, то тут мы ориентируемся на выбор конкретного человека. Западный куратор выбирает из пятиста портфолио, рифмующихся с его идеями насчет авторов, набирается группа. Оказавшись в составе, художник коммуницирует, резонирует, соглашается, противоречит — в общем, работает. Задача выстраивания экспозиции — задача куратора, организационные процессы — дело рук координаторов. И вот художники как бы объединяются под эгидой сильного проекта, после которого могут совсем даже не здороваться, не то чтобы общаться. Ситуация повседневная.

Что же происходит с проектами здесь? Если инициатива исходит от художника, то, скорее всего, можно предположить, кто будет в рядах участников. То же самое с кураторами, которые уже успели очертить свой круг художников. Я не сомневаюсь, что интересный проект автора не из «круга» приближенных всегда может быть включен, но в таком случае обязательно встанет вопрос для самого художника: «хочу ли я включиться в группу?». А кого-то тем временем выписывают из круга. Дальше начинаются проблемы, которые могут иметь теперь бОльший вес нежели вопросы искусства как такового. Такова реальность конкуренции. Хотя мне кажется, что дело все же в «нишах», которые так или иначе занимает активный участник процессов.

Будучи на одной фотосессии, я столкнулась со странной ситуацией, когда молодые художники разделились на две четкие группы: выпускники Института проблем современного искусства и Школы им. Родченко. Такое, чисто атмосферное деление выглядело нелепо, что уж говорить о тех участниках фотосессии, которые не учились ни там и ни там, а просто пришли в уже «разделенное» пространство. Конечно, кухня есть кухня. Как-то бессмысленно пытаться понять, откуда ноги растут. Может кто-то из учеников ИПСИ просто не поступил в Родченко, а хотел. Кого это волнует! Всё — теперь ты в клане Бакштейна. И как полагается — в секте Станислава Шурипы. Возможно, молодому художнику проще примкнуть к уже сформированной группировке по интересам, чем зарекомендовать себя в одиночку. Чаще это все можно объяснить стечением обстоятельств.

Моя основная мысль заключается в том, что нас, художников, катастрофически мало, но даже при таком раскладе мы умудряемся делиться на ячейки. Мир, труд, май! Выглядишь смешно и глупо, пытаясь примирить кого-то с кем-то. Если для художника формирование круга — необходимое звено в цепи, то why not. Самоорганизующиеся группы, вообще, милое дело — можно «за» что-то, можно, конечно, и «против».

Паранойя все чаще встречается у некоторых, когда в Москву едет тот или иной статусный персонаж. Главное, чтобы она не переросла в конспирологию. Здоровая конкуренция — оружие против неуверенности в себе. Вполне логично выстраивать свой круг общения в профессиональном плане, выбирать достойных и адекватных себе коллег, соглашаться на инициативы других сообразно своим взглядам и концепциям. Хотела закончить фразой из мультфильма про Леопольда, но, пожалуй, предложу обратить внимание на визуальный материал к статье.

На этот раз в связи с трагикомичной темой материала я выбрала серию Брайна Кенни для последнего номера DEATH MAGAZINE.

Алина Гуткина

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.