Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Разрыв больше, чем кажется

278        0       
09.02.12    ТЕКСТ: 

Замещение реальной исторической памяти символическими атрибутами, вроде георгиевской ленты, сводящими сопереживание к простому знаку отличия — тенденция, однонаправленная усилиям официальной власти сделать Великую Отечественную войну, наравне с православием, одной из главных опор российской идентичности. Но, к сожалению, такой подход только отдаляет связи с историческим прошлым, и без того блекнущие под прессом актуальных проблем, не разрешая их.

Цель выставки «Блокада» Софьи Гавриловой, прошедшей 2 февраля в квартирной галерее Петра Жукова Brown Stripe, — показать, насколько быстро жизнь стирает следы даже такого, проникнутого острой болью исторического эпизода, как блокада Ленинграда, с лица той местности, где непосредственно разворачивались эти трагические события. И хотя художник говорит об отсутствии «топографической» памяти, или «памяти места», этот проект в расширенном смысле не может не касаться истощения исторической памяти или даже ее невозможности.


Работа Софьи Гавриловой удерживается на грани напоминания о прошлом и констатации невозможности контакта с ним. Речь идет именно об этом разрыве, который даже отражен отчасти в композиционном принципе расположения фотографий: они образуют кольцо, опоясывающее комнату, но развешаны не в своей географически обусловленной последовательности, а перемешаны, расположены в произвольном порядке и даже не снабжены никакой атрибуцией места съемки.

Для своих фотографий Софья намеренно избирала локации, не относящиеся к официальным местам памяти блокады (мемориальным стеллам, музею блокады, месту прорыва блокадного кольца или «Дороге жизни»). Эти места шестьдесят с лишним лет назад были границей напряженнейшего противостояния, а сейчас ничем не выделяются из окружающего ландшафта. В фотографиях Гавриловой напряжение трансформируется в противопоставление забытья, безликости места и его символической значимости. Это противостояние находит эмоциональное выражение в серых, часто холодных и тревожных, будто бы случайно захваченных снимках пригородного пейзажа. В самой экспозиции Петр Жуков и Софья Гаврилова решили применить игровой прием, призванный в контрапункте с фотографиями напомнить о блокаде на физическом уровне: они выморозили выставочную комнату, настежь открыв окна и впустив внутрь двадцатиградусный московский мороз. Пустая холодная комната, освещаемая лампой без абажура, резко контрастирует с остальным пространством квартиры, где находится галерея. Из-за холода трудно находится в ней долго, тем самым даже временной контакт с фотографиями мест, некогда бывших частью блокадного кольца, ограничен.

Атмосферу пустоты, небывалости, забвения Софья пытается передать в фотографиях и в самом пространстве экспозиции. Память этих мест не может быть не охвачена георгиевской лентой, не выражена в фотографии или другом художественном жесте. Как верно заметила автор выставки, эта трагедия «замкнута в тех людях, которые еще помнят блокаду». На одной из фотографий недоступность, «нигдейность» памяти, волей случая даже отсылает к известной акции 1977 года группы «Коллективные Действия» с красным плакатом: «Я ни на что не жалуюсь и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и ничего не знаю об этих местах».

Решаясь работать с таким материалом, как тема блокады, художник берет на себя большой риск, потому что настоящая историческая травма несимволизируема и априори не сопоставима с любым художественным жестом, обращающимся к ней (вспомним знаменитую фразу Теодора Адорно: «писать стихи после Освенцима — варварство»). В работе «Блокада» Софьи Гавриловой мы имеем дело с констатацией факта, регистрацией видимых следов истории. Сама Софья пришла к теме блокады через формальную сторону — георгафическое пространство события, маркированное кольцевой формой (ее предыдущий проект был посвящен МКАД). И хотя ей хорошо удается материализовать и проявить тот разрыв, отделяющий нас от исторических событий, к реальной трагедии блокады Ленинграда это имеет только косвенное отношение.

Материал подготовила Катерина Белоглазова

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.