Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Страх в основе всего

200        0       
16.02.12    ТЕКСТ: 

Несколько раз начиная писать эту статью, я удаляла первые строки, потому что никакими словами не выразить, насколько сильно я сожалею, что Кристофа Шлингензифа больше нет в живых. На мой субъективный взгляд, миру отчаянно не хватает именно политически активных художников, которые не боятся общественного мнения и смело выражают свою позицию в творчестве, какой бы эта позиция ни была.

В основе творчества художника лежит борьба за демократию — через критику нацизма, колониализма, диктатуры, других форм насилия и пропаганды жестокости, будь то на мировом или на очень узком, локальном уровне. При этом его методы борьбы уникальны и абсурдны: он будто бы сам переходит на темную сторону, позволяя себе иронизировать над сложнейшими современными проблемами и историческими драмами.

Выставка Шлингензифа, озаглавленная «Fear at the Core of Things» («Страх в основе всего») в BAK (basis voor actuele kunst) в Утрехте открылась 4 февраля этого года и продлится до 29 апреля. Называя себя прежде всего режиссером, Шлингензиф создавал уличные акции, мультимедиа-инсталляции, спектакли, радиопостановки, ТВ-шоу и оперы.

Структура выставки — лабиринт с односторонним движением, при этом все посетители обязаны проникать внутрь через вход, подобный знаменитой маленькой дверце из «Алисы в стране чудес», охраняемый карлицей, частой участницей проектов художника. Пробравшись внутрь, зритель оказывается в полутемном, озаренном красноватым светом лабиринте, выводящего к динамической, шизофренической, мистической, но в тоже время странно комфортной инсталляции «Animatograph-Iceland-Edition. (House of Parliament/House of Obsession) Destroy Thingvellir» (2005). Мифы, саги, символы и истории для этой работы собраны художником по всему миру, играя роль инструмента для хирургического вмешательства в вопросы бытия. Метафора «органа зрения», которую применил в отношении этой работы Шлингензиф, погружает зрителя в шизофренически нелогичный поток образов, оставляющих смутное, хаотичное, беспорядочное ощущение противоречивости потоков, влияющих на колебания сил в обществе и, прежде всего, страха — первого камня, заложенного в его основе.

Лабиринт экспозиции после преодоления таинственного и темного пространства, где расположена инсталляция, ведет во внутренний двор, а далее вверх по железной лестнице в абсолютно белый куб. Здесь, наверху, в залитом светом помещении возникает ощущение деления экспозиции на верхний (космический, упорядоченный) и нижний (хаотический, анархический) миры. Однако, как показывают Шлингензиф и история, порядок, свобода и мир — лишь маски диктатуры.

В «белом кубе» представлена одна из самых сильных и самых серьезных работ художника «Ausländer raus — Bitte liebt Österreich» («Иностранцы, вон! — Пожалуйста, любите Автрию»), 2000. В июне 2000-го года Шлингензиф в рамках Венского международного кинофестиваля установил на площади напротив здания Венской оперы контейнеры для перевозки морских грузов, куда поселил 12 беженцев. Над контейнерами взвились голубые флаги ультра-правой партии Австрии, Австрийской партии свободы. Собравшиеся на площади зеваки, заприметив лозунг «Ausländer raus», начали аплодировать, даже не успев определить причину их появления, в то время как, по задумке Шлингензифа, из контейнеров уже проводилась прямая круглосуточная трансляция а ля «Большой брат». Зрителям предлагалось «выкинуть» из программы одного из участников для последующей депортации в его родную страну. Этот жесткой и сильный эксперимент поднял целый ряд глобальных проблем, продемонстрировав на примере австрийского общества разделение людей на категории, расизм, «негативную» свободу, колониализм, социальное неравенство, перевернул устоявшиеся стереотипы с ног на голову. Пользуясь революционными методами и риторикой, Шлингензиф обратил их в контрреволюционные, таким образом, успешно и молниеносно переманив ультра-левых на сторону ультра-правых (не это ли произошло в 30-х годах в Германии?), превратив пассивных зрителей в активных участников событий, собрав на площади активистов, политиков, репортеров и увлекая прохожих в круговорот событий, которыми уже не был в силах управлять даже сам автор. Эта радикальная, жестокая и циничная акция может казаться бесчеловечной, но именно в этом состоит метод Шлингензифа, провокация с целью вывернуть наизнанку всю подноготную «толерантности» цивилизованного западного общества.

Завершает выставку ранний краткометражный фильм Шлингензифа «The German Chainsaw Massacre» («Германская резня бензопилой»). Снятый в 1990 году в атмосфере объединения Германии, результата падения Стены, символизирующего радикальные политические, социальные и экономические перемены в мировом ландшафте, этот фильм фиксирует тот момент, когда художник начал говорить о проблемах расизма, ксенофобии и дискриминации. Кровожадный и абсурдный фильм повествует о восточных немцах, наведывающихся в западную часть страны и попадающих в лапы западногерманской семейки психопатов. Шлингензиф изображает объединение Германии как акт каннибализма, поглощения Востока западной культурой. Вполне выразительная аллегория для тех, кто в 90-х был свидетелем распада СССР.

Выставка Кристофа Шлингензифа не случайно проходит в Голландии, где сегодня в обществе безумными темпами растут националистические настроения. Вслед за популистской антиисламистской агиткампанией, организованной партией парламентского большинства, появились сайты, где голландцев призывают подавать на центрально- и восточноевропейцев онлайн-жалобы, которые становятся популярными в голландском обществе.

«Сегодня демократия не более, чем сушилка, на которой избиратели висят, пока не высохнут. Затем они падают на землю в ожидании следующих обещаний», — говорил Шлингензиф.

Материал подготовила Екатерина Крупенникова

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.