«…перформанс (значит не опаздывать)», — сообщал пост в блоге Марата Гельмана о «Поголовьи» Матвея Крылова в галерее 22 февраля. В небольшом описательном тексте от первого лица кратко рассказывалось об очевидно заказных нападениях на правозащитников, журналистов и других активных и неравнодушных граждан. В конце персонаж текста признавался, что ему стыдно за то, что он молчал, когда это происходило с ними, ведь в момент, когда не повезло герою, они не остались в стороне.
Что делает перформанс тотально неформальной галереи «NoArt» (со-организатор, если здесь уместно это слово) в относительно мирной и тихой в последние годы галерее «М.&Ю.Гельман»? Такой далекий от адекватности вопрос, пришедший мне в голову, отпал сам собой, когда в зале появился сам Марат Александрович. Гельман—Бренер—Кулик—Мавроматти — эта забытая связка из 1990-х совсем не ассоциировалась с нынешней галереей на «Винзаводе». Где же еще проводиться политическим перформансам, как не здесь, где им самое органичное место. Другой крепкой институцией, в которой можно сейчас такое представить — разве что соседствующая галерея «Риджина», спасибо Кулику с его поросенком («Пятачок раздает подарки», 1992).
Сам перформанс все же немного задержался: через двадцать минут после заявленного начала появился художник с железной посудиной, в которой находилась ярко-красная краска. «Галерея NoArt представляет», — послышалось откуда-то сверху. Окунув голову в краску, Крылов начал вырисовывать что-то на бетонном полу галереи. Тем временем зачитывались имена «проблемных» голов — список для любопытствующих предусмотрительно лежал на стойке: среди них Олег Кашин, Артем Лоскутов, сам Марат Гельман и другие. Почему-то слово, которое собирался вырисовать своей головой перформер, стало угадываться еще с первых штрихов. «ПУТИН» метр на пять образовалось на полу галереи буквально спустя первые десять минут. Крылов покинул зал — треть публики посчитала, что перформанс закончен, и поспешно удалилась делиться впечатлениями в блогосфере, где пыхтела, интерпретируя, как оказалось, только первую часть.
Через несколько минут художник появился в зале уже без краски на голове, зато с тряпкой и ведром в руках — всю вторую часть, которая заняла несколько часов, он отмывал красное пятно, перепробовав все доступные в повседневном хозяйстве способы. «Отмыть сложнее, чем нарисовать», — прокомментировал в толпе кто-то из зрителей, пока фотографы виртуозно перемещались по залу в поисках ракурсов. Финала дождались всего несколько самых стойких.
Поняв, что конца и края в отмывании Родины от следов двуликого президентопремьера не видно, журналисты прямо во время перформанса брали у Крылова интервью. А он терпеливо рассказывал, что речь идет о способе борьбы и антидиалога с оппонентами, кровавом и модном в нашу эпоху, чей символ — те самые красные буквы на полу.
Однако этого оказалось недостаточно — прояснять суть события от и до в современных медиа стало непопулярным: видеонарезки и фотоотчеты обязательно что-нибудь из себя исключали, в результате чего в пространствах интернета перформанс стал жить своей жизнью. Чего, впрочем, любому жесту совриска уже невозможно избежать. В комментариях к фотоотчету на сайте радио «Эхо Москвы» «Поголовье» интерпретировали как «сатирическое изображение путинопоклонников». Навостренные блогокритики, помимо классических «И это искусство?», предлагали автору перформанса попробовать заменить голову в качестве инструмента рисования на пятую точку или член. Кто-то иронично назвал Крылова «караваджо времен путина».
Буквально на следующий день в блоге художника появилась запись, начинавшаяся со слов «Несмотря на то, что мной уже был написан текст о сути акции, считаю нужным пояснить еще раз, что я хотел ею сказать». Судьба перформанса в век новых медиа (и не только их) невесела и многозначна. Это вам не Гельман—Бренер—Кулик—Мавроматти, да и времена совсем другие. Каково время, таково и искусство – против этого не попрешь.
А красное пятно на полу галереи «М.&Ю.Гельман» так и осталось, став неотъемлемым свойством пространства, с которым придется мириться последующим участникам арт-процесса.
Материал подготовила Ольга Данилкина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.