Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

В поисках Дзидзо

342        0       
27.03.12    ТЕКСТ: 

Как и обещала Елена Яичникова, 13 марта в ММСИ открылась «большая, представительная выставка японского современного искусства» — внушительный проект, в рамках которого можно познакомиться не только с самым что ни на есть современным искусством, но и получить некоторое представление об искусстве в Японии во временной перспективе — начиная с 1970-х. Экспозиция постоянно соскакивает в историю, что, несмотря на общую привязку к современности, вполне уместно, поскольку развитие японского искусства для большинства российских зрителей остается белым пятном на карте художественного мира. Особого внимания в данном случае заслуживают художники движения «Моно Ха» («Школа вещей»), хорошо известные во всем мире, но не в России, и требующие отдельной выставки, аналогичной ретроспективам «Флюксус» и «Арте повера» в Мультимедиа Арт Музее.


куратор Елена Яичникова, глава Отдела по связям с общественностью и СМИ Московского музея современного искусства Екатерина Первенцева, Зураб Церетели и директор Японского фонда Эйдзи Тагути на открытии выставки «Двойная перспектива»

Современное искусство Японии, как, в общем-то, и современная культура этой страны в целом, является фигурой консенсуса и для тех, кто ориентируется на коллективный опыт и яркие переживания, и для тех, кто ищет «элитарного» потребления и изящества. У японской культуры, когда она оказывается вне японского контекста, как правило, не возникает проблем с аудиторией. Она привлекает практически всех. Продукция японских мультипликаторов воспринимается одновременно и как масскульт и как эстетический продукт для замкнутого круга «посвященных». Каждый тип аудитории находит в ней нечто для себя. С современным искусством из Японии дела обстоят похожим образом. На вернисаже можно было встретить как арт-критиков из специализированных изданий по искусству, так и съемочную группу с канала «Перец». Отчасти всеобщая любовь к «японскому» связана с ориенталистским подходом. За Японией закреплен вполне определенный образ, и что бы ни создавалось японцами, все редуцируется в соответствии с данным образом. Ключевым понятием, характеризующим общепринятый, но не всегда четко артикулируемый взгляд на Японию, служит не просто Другой, но Совсем другой. В английском языке есть идеальное слово «weird» («очень странный»), с помощью которого, как с помощью забора, отгораживаются от любых попыток проанализировать японскую культуру, понять ее в терминах рациональности. Но именно эти плоды крайнего ориентализма делают японскую культуру столь привлекательной, так как использовать странность(weirdness) значит программировать свой проект на успех в маркетинговом плане. Кураторы и художники вынуждены работать с таким положением дел, постоянно балансируя между уходом в культурную мифологию, дарующую мгновенную популярность, и критическим осмыслением ее, почти что разрушением, что сразу же влияет на количественные показатели — сокращение аудитории, а далее провоцирует финансовые и репутационные потери.

скульптуры Идзуми Като

Выставка в ММСИ носит название «Двойная перспектива», во многом потому что разделена на две части, исходя из основных тем — воображение и реальность. Впрочем, это разделение далеко не очевидно, и то, как были распределены работы между двумя площадками, подтверждает этот факт. Психоделические фотографии Лиэко Сига располагались в той части, которая была посвящена реальности и повседневности, тогда как экспозиция, основанная на фантазиях, включала в себя апокалиптические работы Кэндзи Янобэ, которые скорее повседневны, если учитывать, что Япония живет в перманентном соприкосновении с природными катаклизмами, откуда собственно все эти Годзиллы и Гамеры. Две составляющие проекта в этом смысле напоминали знак Инь и Ян, где в белом поле располагается черная точка, а в черном — белая. Воображение и реальность неизбежно переплетены, и любое разграничение искусственно и объяснимо разве что тем, что большой объем работ заставил организаторов задействовать два здания музея, и этот вынужденный ход нужно было как-то обыграть. Поэтому скорее интересно посмотреть, как кураторы Елена Яичникова и Кэндзиро Хосака сгруппировали художников по небольшим залам, чем анализировать по большей части произвольное разделение выставки на две части. Работы художников очень логично соединены внутри отдельных частей экспозиции — по этажам и по залам. Нельзя сказать, что то или иное соседство несовместимо.

работы Кэндзи Янобэ

Работы, представленные на выставке, многообразны. В таких случаях принято говорить: каждый найдет что-то для себя. В ходе просмотра экспозиции у меня появились некоторые предпочтения. О них и расскажу.

Фотосерия Цуёси Одзавы «Jizoing» это снимки, на каждом из которых можно найти изображение буддийского божества Дзидзо. Искусство здесь превращается в своего рода квест: на одних фотографиях фигурка божества видна с первого взгляда, а на других — спрятана. Естественная реакция зрителя, который знает, что тут есть Дзидзо, найти его. Серия напоминает головоломки, когда нужно обнаружить определенное число различий между двумя изображениями или слова — в сетке с буквами. Как бы кто ни относился к головоломкам, стоит вспомнить, что большая часть актуального искусства, производимого по всему миру, основывается на точно таком же принципе: «Я тут кое-что подразумеваю, а ты прочитай». Естественной реакцией зрителей, которых подготовили к такого рода восприятию, является поиск социально-политических референций. Обычно это ходовые темы, что делает искусство разновидностью плакатного дизайна. Одзава куда как прямолинейнее: тут нет ни про протестные движения, ни про гендерную или этническую дискриминацию, ни даже про экологию; в каждой его работе Дзидзо — ищите!


Хираки Сава, «Жилище»

На выставке довольно большая, разнообразная и крайне интересная подборка видеоработ. Здесь есть два видео Кохэя Кобаяси «2—6—1» и «2—9—1», зафиксировавшие тщательные действия с неопределенной целью: кто-то бросает доску, она падает на землю, потом все повторяется; человек производит какие-то манипуляции с множеством предметов на столе. Есть в этом что-то от Фишли и Вайса, эдакая психопатология повседневной жизни. Ролики группы «contact Gonzo» похожи на съемки экстремальных экспериментов, выложенные на YouTube. Собственно именно там они и размещают большую часть своих видео (1 , 2). Их деятельность, расположенная между танцем и перформансом, выстраивается вокруг уличных практик, поэтому они выбирают соответствующие места для съемок: скейтерские парки, подворотни, спортивные площадки. Другой художник Хираки Сава в видео «Жилище» заполняет квартиру уменьшенными самолетами, которые плавно перемещаются по помещению, встраиваются в интерьер — взлетают со стола, огибают лампочку на потолке, пролетают в приоткрытую дверь. Однако самый шик — группа «dumb type» с видеоперформансом «pH». Это представление из начала 1990-х с характерным качеством изображения: лед, девушки, исполняющие синхронные движения, заводные поросята, какие-то металлоконструкции, — ничего не понятно, но выглядит заманчиво. По мысли организаторов, «pH» нужно смотреть как кино, поэтому был создан небольшой кинозал с расписанием сеансов, чтобы исключить обычную для видеоинсталляций текучку зрителей. Велико искушение увидеть в этих работах тот самый weird, но это было бы несправедливо: перед нами строгое следование жанровым установкам, выбранным художниками, то есть это своего рода жанровый формализм, когда важно соответствие определенному канону, а если таковой не выработан и не кодифицирован, то он изобретается по ходу дела и представляется как существуюший уже давно. Именно поэтому собственно «контент» отступает на второй план, а на первый выходит попадание или непопадание в этот (воображаемый) канон. Воспринимать эти видеоработы стоит в том же ключе, что и традиционные жанровые формы Японии: поэтические, драматические, комиксовые, телевизионные.

Выставка продлится до 6 мая, поэтому любой желающий сумеет составить свой список лучших работ.

фото: Нина Березницкая
Материал подготовил Сергей Гуськов

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.