Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Самоорганизация

Дни самоорганизации в Харькове: пережить опыт невозможного

315        0       
22.04.12    ТЕКСТ: 

Специально для Aroundart очевидцы Дней квартирных выставок в Харькове Марина Конева и Сергей Попов поделились впечатлениями и размышлениями.

Практика квартирных выставок, возникшая в советские времена, все еще остается актуальной и в наши дни. Казалось бы, при сегодняшнем институциональном росте в Украине и его зачатках в Харькове, возможностей для занятия места в иерархической системе украинского искусства предостаточно. Зачем новому поколению художников обращаться к такой форме выставочной деятельности как квартирники?

Существующие государственные и частные институции имеют разные взгляды на современное искусство и занимают разные позиции. В государственных институциях художественный процесс протекает либо в «узаконенном» русле, либо подвергается цензуре, как в случае с закрытием выставок «Украинское тело» в Киеве и «Новая История» в Харькове, которые были организованы по инициативе художественных сообществ. Коммерческие институции рассматривают художественный процесс как производство предмета и его успех, ориентируясь на мировой рынок искусства и локальный бизнес-план. И те и другие предоставляют свои площадки под экспериментальные выставки, но частота таких событий — пульс медленно умирающего, а не развивающегося современного художественного процесса. Такой пульс обуславливает дефицит лабораторного пространства для экспериментальных практик художников. Как следствие, возникает необходимость в образовании таких экспериментальных площадок, на которых — в условиях неиерархических отношений и тотального отсутствия цензуры — художественное сообщество может пережить опыт невозможного. Квартирная выставка становится единственной возможностью для художников экспериментировать, конструировать новые модели коммуникации как внутри художественной среды, так и с внешней средой, формировать прозрачные структуры организации художественного процесса.

Второй год подряд в Харькове проходят Дни квартирных выставок. Отличительной чертой этих событий является объединение молодых художников по принципу самоорганизации. На каждой площадке действует группа инициативных художников, внутри которой решаются вопросы, связанные с организацией выставки, с освещением мероприятия в СМИ, с содержанием экспозиции и инсталляцией работ. Работе над выставкой, перед ее открытием, предшествуют встречи и дискуссии, на которых всеми участниками обсуждаются будущие выставки.

Квартирные выставки, прошедшие в начале июня прошлого года в течение одного дня, в сумме были акцией, демонстрирующей самоорганизационную модель художественного сообщества в противовес существующей в Харькове муниципально-коммерческой системе. В этом году квартирные выставки были объединены общей темой «Нулевой бюджет 2012» и проходили в течение трех дней на четырех площадках. К открытию была издана газета с текстами художников. В программу выставок были включены работы художников из Украины, России, Австрии и США.
Квартирные выставки газета 2012

Сергей Попов

***

День первый. Вторник, 10 апреля. Квартира на Данилевского. Ремонт в подъезде и в длинном «общаковом» коридоре на шестом этаже не делали уже не первое десятилетие и их можно расценивать как историческое культурное наследие. Ожидание трэшовой обстановки растворяется после звонка в «евродверь», которая инсталлирована в конце коридора, переполненным старой мебелью и всяческим хламом. Несколько мгновений и обстановка полностью сменяется на «евроремонт»: на полу ламинат под дуб, гипсокартонные стены со свежей покраской, немного мебели. Пройдя в первую комнату, встречаешь на стенах фотографии Жанны Кадыровой из серии «Урожай». Киевлянка использовала значимые в жизни сельского обывателя овощи и с минимальными затратами и усилиями создавала грибные пейзажи. Далее, на кухне, последовал видеопоказ работ Андрея Кузькина и Лены Мартыновой, Анны Витт, Мики Роттенберг. После показа последовала дискуссия о возможностях, которые есть у западных художников, в сравнении с возможностями, которые доступны нашим художникам. Голливудский бюджет фильмов Мики Роттенберг против кредита на тридцать месяцев за видеокамеру.

День второй. Среда, 11 апреля. В этот день открывалось два квартирника. Первый в квартире на Полтавском шляхе — «Ежедневные рекорды», второй в коммуналке на Сумской — «Подъездная выставка». Сначала я зашла на Сумскую, встретила Мишу Доляновского, в этой коммуналке у него комната под мастерскую. Два длинных коридора по пятнадцать метров с потолком в пять метров и с подлинным коммунальным интерьером, плюс лестничные пролеты. В этом пространстве разместилось десять художников. Работы развешивались и устанавливались повсеместно. Количество выставленных работ не позволяет мне заняться описанием каждой из них, фотодокументация прилагается. В 17:00 открылся квартирник на Полтавском шляхе. В большой комнате, наполовину обшитой гипсокартоном, разместились работы четырех авторов. Фотосерии, объединенные тематикой телесности и сексуальности, отлично экспонированы и хорошо сочетаются. Осталось впечатление, что побывала на открытии в одной из европейских галерей. Через час, большой кампанией, мы отправились в коммуналку на Сумской. Все работы на своих местах, «Подъездная выставка» открыта. Посетителей становится больше, все общаются, знакомятся, делятся впечатлениями. Вечер заканчивается прогулкой по ночному Харькову.

День Третий. Четверг, 12 апреля. Галерея-лаборатория «SOSka». Созданная по инициативе молодых художников в 2005 году галерея-лаборатория, по сути, стала первой самоорганизационной платформой для молодого актуального искусства в Харькове. В заброшенном домике, в центре города, проходили первые выставки-квартирники. На базе этой платформы сформировалось новое поколение молодых художников. За все время существования в галерее «SOSka» прошло более двух десятков выставок, мастер-классов, видеопоказов работ отечественных и зарубежных художников. В этот вечер открылась выставка Никиты Кадана «Речь молчаливых», включающая в себя проекты «Процедурная комната» и «Неучтенные голоса», а также отдельные графические работы из серии «Фигуры на белом». Последний вечер заканчивается символическим фуршетом и праздничными танцами, гуляньем по улицам и разговорами до утра.

Марина Конева

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.