Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

«The Black Swan»: демократичное курирование

215        0       
26.04.12    ТЕКСТ: 

13 апреля в Голландии стартовал большой проект «Three Artists Walk into a Bar…» объединения «The Black Swan», возникшего на базе кураторской программы De Appel. Куратор Екатерина Крупенникова рассказала Aroundart о подготовке к проекту, о его настоящем и будущем.

Екатерина Крупенникова

Сергей Гуськов: Расскажи о проекте «Three Artists Walk into a Bar…». Как родился его замысел? Как он развивался? Какие сложности возникали в процессе подготовки?

Екатерина Крупенникова: Идея проекта формировалась, когда культура и искусство в Голландии попали под давление популизма и подверглись зачастую необоснованной критике. Начальной точкой этого проекта я считаю момент, когда мы, «The Black Swan» , все вместе увидели работу голландского художника Эрика ван Лисхаута «Commission». Она повлияла на наше дальнейшее понимание результата, который мы хотим получить. Потом были Стамбул, Белград, Тель-Авив, Иерусалим, Афины, Каир. Во время этих путешествий мы поняли, что не хотим создавать еще одну «выставку в музее», тогда же родилась идея работать с многообразием «каналов распространения» искусства, выйти не только за стены культурной институции, но и за границы городской среды: например, показать работы художников на ТВ, в печатных медиа, в интернете. Стамбульская биеннале оттолкнула своим упрощенным содержанием и стерильным видом. Октябрьский салон в Белграде дал нам возможность задуматься о том, что значит общественная и политическая критика, единственными зрителями которой становятся единомышленники, загодя согласные с этой критикой. В Тель-Авиве и Иерусалиме нас поразило абсолютное разделение мира на правый и левый, будто существующие в параллельной реальности. Безбюджетная, но гениально работающая в контексте биеннале в Афинах и Каир, где художники становились активистами, дали нам ощущение, что в момент, когда мир сотрясается от социальных и политических кризисов, искусство имеет потенциал к гальванизации общества, который мы и хотим протестировать в рамках «Three Artists Walk into a Bar…». Здесь я должна объяснить связь нашей выставки в работой Эрика ван Лисхаута: дело в том, что тестирование мы решили провести с помощью юмора, точнее — его использования в качестве критического инструмента, отмычки, которая дает возможность открыть путь к многообразию аудитории.

Как я уже упоминала, культура в Голландии находится под давлением. Многие институции в 2013 году останутся без финансирования и, возможно, будут вынуждены закрыться. В течение некоторого времени, предшествовавшего выставке, мы посещали многие учебные заведения Голландии, встречались с молодыми художниками, нашими коллегами: все мы учимся в Голландии, под влиянием «здесь и сейчас», и выставка, которую мы создали, тоже должна быть здесь и сейчас. Как выразить нашу солидарность наилучшим образом, гальванизировать энергию, о которой я говорила? Так родилась идея открытого приглашения к участию в выставке всех студентов MA в Голландии, а также арт-резиденций. Поскольку темы у выставки нет, мы решили не проводить дальнейший отбор, а лишь установить правила для участия: все работы должны быть созданы для экспонирования вне стен культурной институции и включать элемент юмора.

Opening night, 13th of April 2012, photos by Cassander Eeftinck Schattenkerk

Реализация этой идеи началась буквально с освоения нами навыков продаж. Мы путешествовали из города в город, из университета в университет, убеждая учебные заведения позволить студентам работать с нами. Удивительно, но почти все они согласились: кроме двух университетов, не принявших участие из-за внутренних организационных проблем. В результате наша выставка объединяет 90 художников, которые в течение месяца с 13 апреля по 12 мая создадут 56 работ. При этом выставка представляет собой продакшен в действии: открытие ознаменовало собой лишь начало производства работ. То есть первая работа была представлена 14 апреля, а последняя произойдет лишь 12 мая.

Конечно, мы столкнулись с рядом проблем, в основном финансового характера. Мы разделили бюджет выставки на 90 равных частей, после чего каждый художник должен был создать работу исходя из равных начальных условий. Это еще одна идея проекта: демократичное курирование. Мы стараемся, чтобы все художники имели равные условия: как в продакшене, так и в промоушене.

До текущего момента мы не столкнулись с какими-либо вопиющими проблемами: работы художников экспонируются в журналах, на телевидении, в театре, на улицах города, в интернете, в супермаркетах, квартирах и проч. В этом плане Амстердам — очень открытый город. Я предполагала, что мы столкнемся с большим количеством неразрешимых ситуаций. На текущий момент существует несколько работ художников, которые еще не нашли свою площадку для реализации, но впереди еще три недели и еще есть возможности для трансформации работ в реализуемые.

Opening night, Beer Bike tour with curators, 13th of April 2012, photos by Cassander
Eeftinck Schattenkerk

СГ: Какую реакцию вы ожидаете от зрителей, а в данном случае это еще и прохожие, и читатели, и пользователи интернета? Каковы реакции арт-сообщества? Насколько вообще важны чьи-то реакции для вас?

ЕК: Девиз «The Black Swan» (кстати, название нашего коллектива вдохновлено книгой эссеиста Наccима Николаса Талеба): «Think more of what you can expect less (больше размышляй о том, чего меньше всего ожидаешь)». Этот проект — эксперимент. В данном случае сложно говорить о конкретной реакции или об ожиданиях. Работы «выставки» также разнородны, как и аудитория, которую они охватывают. В рамках арт-сообщества также нет однозначного восприятия того, что мы делаем: я знаю тех, кто высказывает резкую критику «выставки», но также и тех, кто называет эту выставку «радикальной» в позитивном понимании этого слова. Или, например, мы получили очень негативную рецензию в NRC, одной из главных национальных газет, где говорилось, что выставка элитная, создана лишь для арт-сообщества и абсолютно закрыта для рядового зрителя. В то же время, главная критика со стороны арт-сообщества состоит в том, что «посетить выставку» невозможно, поскольку одна часть работ скоротечна и существует лишь в течение определенного периода времени, другая — вплетена в городскую среду так, что ее невозможно распознать как компонент выставки, третья часть и вовсе не имеет физической формы (интернет, радио, ТВ), при этом большинство работ рассчитано на случайную публику. Нам нравится такая неоднозначность, однако к критике мы тоже относимся с должным вниманием.

статья в NRC с критикой проекта (она есть в платной версии на сайте газеты)

СГ: Возникли ли трения между программным демократизмом проекта и системой современного искусства — не самой демократичной сферой, во многом построенной на принципиально коррупционных началах, личных взаимоотношениях и «поддержке своих»?

ЕК: Не только не возникало трений, но даже и речи об этом не шло. Все вопросы, которые были нам заданы различными деятелями культуры (и не только голландцами) в ходе формирования проекта, сводились к детальному разбору концептуальной части, а также к вопросам о том, как мы видим свою аудиторию и как мы можем быть максимально щедры по отношению к ней. В целом же, в Голландии, не только в нон-профитном секторе, но и глобально в обществе, как правило, стыдно работать на коррупционных началах. «Поддержку своих» и личные взаимоотношения никто не отменял, однако никто на них не настаивает. Я думаю, здесь есть прямая зависимость от типа финансирования: сфера культуры до недавних пор поддерживалась государством на всех уровнях. Государственные фонды при выборе объектов финансирования руководствуются критериями качества проекта, главным образом, в разрезе его актуальности для аудитории, поэтому нет зависимости от конкретных людей.

Hyemin Kim “A Capricious Sign”, Amsterdam and Utrecht

СГ: Что будет с документацией это проекта? Многие выставки не только возят по миру, но и зачастую показывают в виде демо-версии из документации в рамках других проектов. Планируете ли вы, кураторское объединение «The Black Swan», поступить похожим образом? Или, возможно, у нынешнего проекта будет какое-то иное продолжение? Какие вообще планы у «The Black Swan»?

ЕК: Хороший вопрос. Среди источников вдохновения для нас были «Museum in Progress» и «Do It». Эти проекты-модели Ханса-Ульриха Обриста могут путешествовать, видоизменяться и дополняться с течением времени. В идеале, было бы отлично, если и эта выставка смогла бы иметь долгую жизнь. Документация проекта уже частично хранится и еще пару лет после завершения физической выставки будет жить на сайте проекта. Однако физическую документацию мы решили не создавать и не экспонировать. В изначальной идее присутствовал элемент трансляции всех работ обратно в выставочное пространство, однако мы от этой идеи быстро отказались — что значит документация на стене или на столе, в то время как сами работы существуют в совершенно ином контексте, чем документация? В нашем случае документация становится практически отдельной работой, и этого мы хотим избежать. Для нас важно настоящее произведения искусства, его взаимодействие со зрителем, для которого она создана.

Мы объединились в коллектив, потому что хотим продолжать наше сотрудничество. Сейчас о планах ничего определенного сказать нельзя: мы все очень устали за этот год существования в параллельной реальности De Appel. Будем постепенно возвращаться в мир, находить свои пути как индивиды: в дальнейшем, я уверена, родятся новые идеи, и «The Black Swan» соберется вместе для создания следующего проекта.

Andy Ingamells, Julia Reist, Jeremiah Runnels, The Naïve Genius Does the Darndest
Things, Het Veem Theatre, 15th of April 2012

Yosuke Amemiya “Apple”, Super Star Market, Marie Heinekenplein 26–27 Amsterdam


Anna Luczak, Public Sculpture in Motion, 14th of April 2012


Saturdaysʼ at the Boysʼ School, talks with VOINA and Joost de Bloois, 14th of April 2012


Edmund Cook, Rachel Koolen, Kirsty Roberts, Eros/Asbetos, Het Veem Theatre, 15th of April 2012

Ceemin Golshan “Time is running out”, Vondelpark, 19 April, 2012


Ceemin Golshan “Time is running out”, AY Supermarket, Albert Cuypstraat 228, 1073 Oud-Zuid, Amsterdam

Ceemin Golshan “Time is running out”, Marie Heinekenplein, 19 April, 2012

Production proccess in de Appel Boysʼ School: radio show: launch of “Einsamkeit (loneliness)”, a book by Arndt & Bornstück with sound performance by DJ SCHLUCHT on www.radio23.org, 19 April, 2012

Фотографии предоставлены «The Black Swan»
Материал подготовил Сергей Гуськов

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.