Мемориальная выставка в ГЦСИ «Координаты поколения. LXXV» отмечает семидесятипятилетний юбилей художников, родившихся в 1937-м: Эдуарда Штейнберга, Виктора Пивоварова и Игоря Шелковского. Весь проект куратора Леонида Бажанова мог бы стать формальным отчетом с демонстрацией работ из коллекции центра, но этого не случилось.
Работы Штейнберга, умершего практически сразу после собственного юбилея в марте этого года, в последние годы выставляли в России совсем мало. Для выставки его живопись позаимствовали в музее Игоря Маркина ART4.ru и в частных собраниях Иосифа Бадалова, Иветы и Тамаза Манашеровых – в ГЦСИ его работ, видимо, не оказалось. Штейнберг – единственный из трех юбиляров – был участником масштабных выставок неофициального русского искусства в парижской галерее «Минотавр» в 2007-м, представивших художников так называемого «Второго авангарда»: Кабакова, Янкилевского, Рабина, Краснопевцева, Зверева, Немухина, Рогинского… В документальном фильме, который показывают на выставке, сам Штейнберг рассказывает, как учился рисовать у отца (выпускника ВХУТЕМАСа, поселившегося в Тарусе после освобождения из лагеря), как копировал классиков, читал Гоголя и Блока, увлекался философией и пришел – через натюрморт и пейзаж к абстракции – сначала с органическими формами: рыбами, раковинами, птицами, – а потом с символическими: крестами, кругами, квадратами. Так Штейнберг синтезировал символизм с супрематизмом, Борисова-Мусатова с Казимиром Малевичем. Живопись Штейнберга – нежности практической невыносимой – характерна разбросом цветовых сочетаний: розовые и салатовые треугольники на кремовом фоне вдруг переходят в практически монохромные вещи «белое на белом», а потом начинается красное и черное или даже желто-зеленое-коричневое – и все практически одинаково прекрасно, с отсылками к цветовым полям Ротко и Ньюмана, неравновесным композициям Лисицкого и Кандинского, органике Матюшина и Миро.
Гигантские деревянные люди Игоря Шелковского – выпускника театрального отделения Училища 1905 года – бегут, идут, стоят сквозь весь зал прямо наискосок в угол с его работами из металла. Угловатое и местами ажурное кованое железо белого и черного цвета представляет фигуру женщины, людей за столом, профили пассажиров в метрополитене, траву, вазу с цветами – все эти геометрические силуэты вполне узнаваемы и определимы.
В конце зала – Виктор Пивоваров – как всегда сюжетный, сюрреалистичный, откровенно фигуративный. Двадцать шесть листов альбома «Шаги механика» 1999 года из собрания ГЦСИ соседят с ассамбляжами серии «Время Розы» авторской собственности: «Стражи времени», «Беречь тепло Розы» и «27 розочек для избранника» 1988 года создания.
Такой триптих таких разных художников, объединенных, впрочем, и социальной позицией, и жизнью заграницей, и сотрудничеством в журнале Шелковского «А-Я» представляет любопытный эскиз портрета поколения, идущего от Штейнберга к Пивоварову, от абстракции к фигуративности, от уникальности к серийности, от живописи к рисунку – и Шелковский здесь где-то посередине. И весь Второй авангард сегодня кажется спасительной переходной ступенью к скульптурам Ани Желудь и Андрея Люблинского, рисункам Паши Пепперштейна и Леры Нибиру, живописи Сергея Лоцманова и Александры Паперно, в которых репрезентация еще не уступила презентации, сюжет – дискурсу, гармония – саспенсу, а образ – документу.
Материал подготовила Анна Быкова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.