18 мая в галерее «Е.К.АртБюро» открылась групповая выставка «Show and Tell», объединяющая студентов Школы фотографии и мультимедиа им. А.Родченко и участников Лаборатории современного искусства.Выставка с таким названием уже проходила в Москве в 2009 году, тогда еще на двух площадках «Stella Art Foundation». Участвовала в ней группа «Купидон» (Юрий Альберт, Виктор Скерсис и Андрей Филиппов), а исследовалась фундаментальная проблема визуального (шире — вообще любого) искусства — проблема взаимосвязи того, что художник хотел сказать, и того, что ему все-таки удалось сказать. Сущность английской игры, давшей название обеим выставкам, примерно в том же — в умении конвертировать: тебе — слово, ты — пантомиму.Художники Школы Родченко от пантомим воздержались, зато с радостью и даже гордостью рассказывали о своих работах. Вместе с куратором проекта и мастером Лаборатории современного искусства Давидом Риффом каждый из них выбрал себе тему, явление или предмет из личной жизни и пытался их визуализировать — в виде фотографии, видео, коллажа или инсталляции. Рядом с каждой работой обязательно видео, где художник рассказывает о том, что же он «натворил» и что хотел этим сказать.Выставка охватила собой все пространства галерии. Работы висели в коридоре, на кухне и даже в туалете. Поток людей, которых было так много на вернисаже, что маленькая галерея не могла вместить всех, сразу занес меня на кухню. Не знаю почему, но сюда заходили часто, то ли потому что именно здесь стояли бутылки вина, то ли все приходили послушать молодого фотографа Женю Гранильщикова, студента мастерской Игоря Мухина. Его работа, пожалуй, собрала больше всего офлайновых «лайков»: кого я ни спрашивала, все упоминали про его видеоинсталляцию, а владелица галерии Елена Куприна-Ляхович почти не отходила от нее.
Его видео проецируется прямо на кухонный стол. Главный герой — некий мальчик, написавший сентиментальное любовное письмо. Правда, сам герой присутствует в инсталляции имплицитно, на первом плане — письмо, которое его получательница сурово правит, вычеркивает орфографические и пунктационные ошибки, совсем не замечая соплей и слез ее воздыхателя.
«Это письмо реальное, я его почти дословно списал у одного своего друга, который мне целых два месяца рассказывал про свои трудные отношения с девушкой. Можно сказать, таким образом он поплатился за то, что я был его психологом», — история пользовалась неизменным успехом. Гранильщикову пришлось рассказать ее несколько раз, так что видео, где этот текст с точностью воспроизводился, осталось фактически незамеченным.
Ироничность его работы приятно порадовала, тем более, что раньше Гранильщиков страдал от ее отсутсвия: его фотографии были максимально серьезными, как и его рассуждения о творчестве и искусстве. Видимо, обучение у Мухина и Риффа принесло положительные плоды.
После посещения кухни я решила заглянуть в туалет: здесь красовалась работа «Папа искал телушку» Таисии Круговых — той самой художницы, что пострадала за поддержку «Pussy Riot». Под потолком были развешены куски ткани, а на видео, вместо ожидаемого голоса художницы, звучало коровье мычанье. «Идея этой работы родилась от трагикомичности моего папы, — рассказала Таисия. — Он собирался выращивать белые грибы в домашних условиях, даже хотел подать заявку на Нобелевскую премию». Оказалось, что ткань на потолке — это грибные споры, а коровье мычанье являлось тем, чего так не хватало отцу художницы, чтобы эти споры проросли — прохождения «телушки» между грядками. Место для своей инсталляции Таисия выбрала сама: «Туалет сделал работу интерактивной, чего мне и хотелось. Можно сказать, что все, кто видел работу, участвовали в папином проекте». Как оказалось, эксперимент с выращиванием грибов был не единственным, за что брался папа Таисии, еще был громоотвод. Так что, можно ждать от Таисии новых работ, рефлексирующих на тему не слишком удачных научных экспериментов.
В зале галерии мое внимание привлекли пляжные фотографии, которые я издалека даже спутала со снимками Мартина Парра. На самом деле, это были снимки Софьи Татариновой, и не с брайтонских пляжей, как у Парра на недавней выставке в МАММ, а из Сочи. Рядом красовалось видео с самой Софьей, которая нежилась в пенной хрущевской ванной.
Напротив — как будто живопись. Это работа Людмилы Аношенковой «Репринт» — распечатанные на обычном цветном принтере картины средней художественной ценности. «Мне интересна визуальность, в которой живут люди, — говорит об источнике идей Людмила. — Эти имиджи я нашла в интернете. Все они вырезанны из фотографий интерьеров квартир для сдачи в аренду. Это картины, которые люди вешают у себя на стенах для создания уюта, они похожи сюжетами и качеством. Восстанавливая их по фотографиям и распечатывая в большом размере, я выполняю, с одной стороны, жест деконструкции, а, с другой, возвращаю этим изображениям живописность».
Рядом — работа Софьи Гавриловой, черно-белая мозаика, на которой отмечены некоторые места: «осенний лес», «река», «горная гряда». Саму художницу можно увидить в видеоряде, она сидит в зелом лесу на пеньке, будто ждет, когда ее кто-нибудь найдет и вытащит оттуда. Картой, наверно, должна послужить мозаика.
Еще «Ball» Алексея Корси (нечто эллипсообразное в большом кожаном мешке), видео Антонины Баевер «Гостиница» (разрушение гостиницы «Россия») и фото-панно Андрея Качаляна (колумбарий домашних животных – фотографии любимых кошечек и урны с их прахом)…
В итоге, выставка получилась настолько полифоничной, что выделить некую общую идею шире пресловутого «Show and Tell», вынесенного в заглавие, было практически невозможно. Тем более, что не все художники играли по правилам: многие увиливали от рассказа, предпочитая заменять слова визуальными образами. С первой частью игры, с «показыванием», все участники справились, но с рассказом получилось далеко не у всех. То ли студенты Лаборатории современного искусства недооценили важность этой составляющей, то ли не одолели конвертирование визуального языка в речь, то ли изначальная идея некоторых работ была сырой. Как бы там ни было, диалог со зрителями получился не у всех, голос многих художников, как было задумано куратором Давидом Риффом, так и не был услышан.
Участники выставки рассказали Aroundart о своих работах.
Евгений Гранильщиков: «В отличие от многих групповых выставок студентов Школы Родченко, эта мне нравится. Здесь есть общая идея: каждый художник должен рассказать о своей работе. Вообще, это здорово, потому что каждый зритель может услышать художника, его историю — такая возможность предоставляется нечасто».
Таисия Круговых: «Выставка получилась очень трогательной и минатюрной, хорошей и интересной, смешной и невсегда смешной, умной и легкой. Ее посыл достаточно просто — покажи и расскажи. Какое-то уникальное событие или предмет из личной жизни художника появляется на сцене и сам автор как бы из-за кулис рассказывает о нем. Видео, дополняющее работы, — это непосредственная информация об авторе. Обычно она считывается с его работы, а тут она представленная непосредственно перед тобой, на экране. В итоге, появяляется еще более потаенная информация об авторе, раскрывается люк, который обычно закрыт. Видео как туман, который заставляет тебя идти глубже».
Людмила Аношенкова: «Мне кажется выставка удалась. Она интересна, потому что в рамках одного проекта мы видим разных художников с индивидуальными работами. Общий посыл также есть, и он вытекает, как мне кажется, из жеста show&tell. Для многих это был первый опыт вербализации своего творчества и самопрезентации. Это некое самоосознание, сравнение себя со своими произведениями, не даром рамки были частью инсталляций. И конечно, мне важно было это видео. Тем более, идея с ним является связующим звеном для всей выставки. Это видео не просто рассказ о проекте, эта самопрезентация художника. Ты становишься частью своего произведения. Художник и произведение неразрывны, и здесь это как нельзя лучше показано».
Фотографии: Людмила Аношенкова
Материал подготовила Елена Ищенко
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.