Сначала было здание. Белое и динамичное, подобное Оперным театрам Сиднея или Осло. Оно интриговало своими возможностями. Затем было недоумение: в условиях урезания бюджета на культуру, образование и здравоохранение — кто выделил этому музею такие средства, что его подсветка в течение месяца перед открытием напоминает затянувшееся северное сияние? Затем было отвращение: красные дорожки и музыка на пароме, который ежедневно перевозит меня домой — это ли не популизм? Однако все эти мысли и ощущения отступили и сменились уважением, когда мы познакомились изнутри с Нидерландским институтом кино Eye и первой выставкой, которая открылась в его стенах.«Found Footage: Cinema Exposed» объединяет художников, которые используют так называемые «найденные материалы», тем самым вдыхая новую жизнь в старое видео, создавая новые контексты, подвергая бесконечной переработке порой забытые события и истории. Экспозиция представляет два типа вторичной переработки видеоматериалов: в первом случае художники увлечены походами по блошиным рынкам или проводят долгие часы в архивах, во втором — непрерывно вдохновляются шедеврами киноиндустрии, до бесконечности отсматривая множество фильмов: ни одна деталь не ускользает от них и используется в работе.
Joachim Koester, Message from Andree, video installation 16mm film, 3′30″, Courtesy of Jan Mot, Brussels
Так, Билл Моррисон представляет вариацию на тему классического фильма Братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота́», снятого в 1895 году. В его двухканальном видео скорый поезд движется по Бруклинскому мосту, практически оп-арт инсталляция. Пабло Пайнэппэл, опираясь на семейный архив, пересказывает историю Филиситас Баер (1910–2003), дочери немецкого промышленника, которая провела 22 года в одном из племен бразильских аборигенов и в течение пяти лет была женой вождя, что для первой половины ХХ века считалось невообразимо дерзким поступком, особенно в стране, где расизм был неотъемлемой частью общественного мнения. Тема расизма и равноправия остра и актуальна в западном мире: если в выставке нет женщин, позиция куратора будет подвержена многочасовой критике, а тема расизма и ксенофобии становится тем актуальнее, чем быстрее растет популярность правого крыла в парламенте. Если Моррисон — визуальная приманка и оптическое искушение, то работа Пайнэппэла контекстуализирует выставку, с первого взгляда придает ей политический оттенок. И дальше с каждым шагом становится все яснее, что дело не просто в найденных пленках, речь идет об акцентировании исторических фактов, тщательном их анализе и «работе над ошибками».
Douglas Gordon, Confessions of a Justified Sinner, video installation, 25′50″, 1995–1996, Courtesy of lost but found, Berlin
Албанец Анри Сала также перебирает архивы семейных воспоминаний, он находит выступление своей матери на съезде Союза коммунистической молодежи. На сцене молодая женщина с жаром произносит свою речь, но сегодня мать Анри Сала не может вспомнить, что она тогда говорила. Для расшифровки материала художник привлек специалиста по чтению по губам. «Сообщение от Андре», работа Йохима Кёстера, встретилось мне здесь во второй раз и еще раз напомнило о важной роли построения экспозиции. Ранее эта работа не произвела на меня никакого впечатления, запомнилась лишь история о воздушном шаре, пропавшем в снегах у северного полюса. То же произведение, представленное в Eye, возбуждает эмоции, заставляет увидеть ситуацию глазами погибших путешественников, возвращаться к этой истории снова и снова. Давид Клербо, как Анри Сала и Йохим Кёстер, комбинирует динамику со статикой. Его работа «Детский сад Антонио Сант-Элия» представляет собой промежуточное явление между фото и видео: листва деревьев в детском саду трепещет на ветру, в то время как дети остаются неподвижны, как камни.
Дуэт Ервант Гайникян и Андреа Риччи Луччи использует старинный исторический материал, немое кино, обычно работая с архивами Первой или Второй Мировой войны. Они трансформируют найденные фильмы, добавляя цвет, ускоряя или замедляя ход событий. Для текущей выставки в Eye они создали инсталляцию, состоящую из фрагментов пленок 40–50-х годов. Волф Фоштелл, участник Fluxus, был одним из первых художников, чьи работы были показаны в музейном пространстве на экране обычного телевизора. «Солнце в твоей голове / Fluxfilm 23» (1963) состоит из стробоскопических снимков, сделанных при взлете бомбардировщиков.
Yervant Gianikian и Angela Ricci Lucchi, вид экспозиции
Работы типичного представителя «поколения видеохудожников» Дугласа Гордонапользуются всемирной известностью. Его «Признания оправданного грешника» (1995–1996) представлены в Eye на двух гигантских экранах, сконструированных так, чтобы они находились под тупым углом к зрителю. Гордон относится к тем художникам, кто пересмотрел огромное количество фильмов и переслушал столько же пластинок. Автор выбрал фрагмент повести Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Выбрав миг трансформации Джекилла в Хайда, художник растягивает его на 25 минут, подчеркивая бесконечное перевоплощение положительного начала в отрицательное и обратно. Другая работа Гордона, размещенная в том же зале, относится к 1994 году. Героем ее является солдат, участник Первой Мировой войны, чьи ноги покалечены так, что он не может подняться с земли. Оригинальный материал этого сюжета отснят для медицинских целей. Размещенный в центра зала экран придает сюжету подчеркнутую театральность.
David Claerbout, Kindergarten Antonio Sant’ Elia, video installation, 1932, 1998, Courtesy of de kunstenaar en Micheline Szwajcer
Маттиас Мюллер с режиссерским бэкграундом и художник Кристоф Жирадэпринадлежат к тому же поколению, что и Дуглас Гордон. Их совместные работы — это всегда коллажи из голливудских клише. «Зеркало» — коллаж из фрагментов, где в фокусе находятся зеркала, — трюк, используемый режиссером, чтобы подчеркнуть мистичность, эмоциональность, либо драматичность момента. Для выставки в Eye Кристоф Жирадэ создал еще одно произведение, в основе которого лежит найденный материал. «Вечный урок (реплика)» — три экрана, при первом взгляде демонстрирующие идентичный материал, учебный фильм 1940 года, снятый для студентов Rijksakademie, в котором художники копируют оригинал. Однако, при внимательном изучении становится ясно, что ни одна деталь не повторяется в этих фильмах: копии, созданные различными авторами, не могут быть абсолютным повторением оригинала, — идея, которая отражает концепцию самой выставки в Eye. Нужно заметить, что в этом году бюджет Rijksakademie не подтвержден и ее дальнейшее существование остается под вопросом.
Douglas Gordon, Matthias Muller / Christoph Giradet, вид экспозиции
Эрнаут Мик создал фильм «Белые костюмы, черные шляпы» специально для выставки в Eye, использовав в качестве материала обширную коллекцию музея (около 40 000 фильмов и кинофрагментов), сфокусировавшись на эпизодах голландской истории — таких, как, например, колонизация. Завершает экспозицию трехканальное видео «Луч трех экранов» Брюса Коннера, одного из признанных отцов-основателей экспериментального видеоискусства, основанного на найденном материале. Это вариация «Космического луча», переработанная художником уже в преклонном возрасте, незадолго до смерти. Его метод — дадаистский: фрагменты видео взяты из американских медиа, результат — яркий, эротичный, политический, энергичный фильм.
Так, выставка, в описании которой нет ни слова о политике или политической позиции куратора или художников, может многое сказать о стране и ее социо-политическом ландшафте. В целом, экспозиция поразила меня своей предельной продуманностью. С практической точки зрения, все экраны визуально идеально взаимодействуют друг с другом, звуки не перекрываются. Контент и концепция соответствуют контексту, характер произведений одновременно критический и ясный на разных уровнях понимания. Выставка интригует и манит вернуться еще раз. Вернусь!
Douglas Gordon, 10ms, video installation 16 mm, 10′37″, 1994, Courtesy of lost but found, Berlin
Материал подготовила Екатерина Крупенникова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.