Компания-производитель современного искусства преобразована в фонд.
Во время открытия нового выставочного сезона первый этаж Мультимедиа Арт Музея стал похож на фрагмент ярмарки новых технологий: по залу разбросаны блестящие объекты, которые то светятся и завлекают зрителя вступить с технологическим чудом в контакт, то пестрят буквами, заставляя хотя бы на секунду остановиться и отдать чуток своего внимания. Блестящие объекты — работы группы «Electroboutique» (Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев), а называется это манящее великолепие «Реквием». Отпевать и носить траур художники предлагают по своей прошлой форме существования — арт-коллективу, скоро они перевоплотятся в фонд поддержки современного искусства.
Позиционируя себя изначально как «компанию» по производству этого самого искусства, художники от и до играли по правилам капиталистического подхода к производству, со всевозможными «маркетинговыми стратегиями», «заполнениями ниш рынка», созданием собственного магазина и прочим. Они изготовляли высокотехнологичные объекты-гаджеты, объединявшие «стиль, интерактивность и критический подход». Стиль заимствовали у популярных производителей (особенно любили «Apple»), добавляли интерактивность, чтобы вытравить равнодушие из зрителя, а критический подход использовали как формальную перчинку от искусства.
Художники были убеждены, что современное искусство сейчас — «авангардный институт современного капиталистического общества», который поставляет ему новые формы и подходы, легитимирует капитал, развивает туризм и поддерживает безработных по имени «художники». Заимствовать идеи из коммерческого пространства обратно в искусство — такой выход для искусства видели участники «Electroboutique». Вступать в общение со зрителем в этой ситуации можно, только действуя «внутри капиталистического производства», в его формах, — так искусство сможет избежать маргинальности. Два больших плюса современных массовых гаджетов, привлекательный дизайн и простота в использовании, сделали работы художников предельно доступными (за что не раз были раскритикованы).
На выставке — всего шесть работ, которые складываются в стройную композицию, критикующую действие массовых информационных технологий. Клубок из бегущей строки — поток не то фейсбука, не то информагенства, которые должны насытить современного человека с рекламного плаката, сделав его успешным, пусть даже насыщенность ограничена только этой строкой. «Голос свободы» — пианино, у которого вместо нот ударные слова политических выступлений, инструмент высказывания гражданской позиции, пусть и ограничивающийся записями-шаблонами. Пластиковые закорючки на стенах доносят свой месседж только при наведении на них камеры мобильного телефона: искусственный глаз, считывая код, видит то, чего не замечает человеческий. «Большой говорящий крест» с расписанием полетов призывает ему поклониться. Все гаджеты методично даруют человеку мнимую навязанную свободу: без них он уже не знает, не говорит, не видит и не может свободно перемещаться. Башня из скрученного айфона «3G International» соединяет эти свободы, — что еще нужно прогрессивному человеку, как не все приложения в одной коробочке. Замыкающая зал «Большая зеленая голова» ставит логическую точку в абсолютно слепом подчинении технокульту.
Провозгласив свой триумф, создатели технологий удаляются от критики привычным способом, заметая следы, — «социальной ответственностью». Как современная, прогрессивная компания, держащая высокую планку дизайна и удобства, арт-группа заимствует в качестве следующего модного тренда статус фонда поддержки современного искусства. Рекламным текстом сообщая в анонсе выставки, что прежние модели устаревают и приходят новые, «Electroboutique» меняет форму, как новый iPhone с встроенным WiFi: из бутика становится фондом. На первый план выходят институции — пишут они, — в институциях аккумулируются финансы и задаются пути развития искусства, художники становятся средствами. Мир переворачивается с ног на голову, и группа следует за ним.
Как производители (читай «художники») ранее диктовали правила, и «Ford» мог быть любого цвета, только если он черный, так сейчас покупатели (читай «институции») становятся на первый план, и твои кроссовки могут быть любого цвета, их раскрасят по индивидуальному эскизу. Заботливая иллюзия производителя помогает потребителю не мучиться и верить, что он полностью управляет своим поведением и всем в мире («Nike — just do it»). Как утверждают теоретики современного маркетинга, это только красочная картинка в голове, и до самостоятельного выбора потребителю еще нужно долго пробираться сквозь дебри искусных манипуляций. Большой капитал от использования наработок искусства обратился к его поддержке, поэтому и «Electroboutique» меняется вместе с ним. А художник все равно победит, и вообще войны в заливе не было.
Фотографии: Грета Димарис
Материал подготовила Ольга Данилкина
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.