Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Нуар на российской почве

607        0       
11.09.12    ТЕКСТ: 

Гапонов Илья, Откровение, 2006, смешанная техника, 100х100 см.12 сентября в галерее «RuArts» начнется новый выставочный сезон, который откроется проектом арт-директора галереи Катрин Борисов «NOIR»: Сергей Борисов, Вита Буйвид, Белла Матвеева, Дмитрий Цветков, Виталий Пушницкий и другие художники галереи попытались вдохнуть новые силы в почти забытый художественный жанр.

Видеть выставку под таким названием по меньшей мере удивительно: кажется, что нуар ужасно несовременен, что он уже в прошлом, в фильмах, где были роковые блондинки и Хамфри Богарт в шляпе. Что такое нуар сейчас? Либо пародия на нуар 40-х (опять же в фильмах), либо стиль фэшн-съемки. Много черного, контрастное освещение, дождь, эстетика убийств, — чем не сюжет для хорошего глянцевого журнала? Примерно так же выглядят и работы, представленные на выставке. Каждая из них могла бы попасть на обложку журнала, но оказалась в галерее «RuArts» и после закрытия выставки возможно окажется в чьей-нибудь коллекции.


Дмитрий Цветков, Николай Гоголь, 2011, из серии «Головы героев», смешанная техника.

Собственно, обнаженные девушки (роковые красавицы, свойственные нуару) здесь тоже есть — на фотографиях Сергея Борисова и Владимира Глынина. Борисов снимал своих моделей в саду Эрмитаж с саксофонами в руках, нагло смотрящими в кадр — так, что зритель невольно почувствует себя вуайеристом. Возникают и ассоциации с сиренами, которые в этом контексте становятся прямыми прототипами роковых красавиц. В этих фотографиях отразилась одна из основных черт нуара — эротизм, граничащий с опасностью. Вожделение лишь возрастает, когда ради его объекта приходится рисковать. Образ роковой красавицы присутствует и в фильме петербургской художницы Беллы Матвеевой, который она сняла еще в 1990 году вместе с Владимиром Захаровым во время отдыха на корабле.

Илья Гапонов работает со светом: большое полотно из черных роз, сквозь которые пробивается свет четырех ламп. Эстетика нуара здесь передана сполна: холодное освещение, повышенная контрастность, черное и белое, и, конечно, черные розы, — бесконечный источник метафор о потерянной любви и увядшей красоте, эмблема печали и пессимизма.


Franko B. (Франко Би), Без названия, 2007, холст, акрил, 182x152 см.

Самые радикальные работы — у Дмитрия Цветкова. Его цикл «Головы героев» — это макеты отрубленных голов Марии Антуанетты, Клеопатры, Емельяна Пугчева. В этих работах видна самоирония: то, что должно внушать отвращение, наоборот привлекает своей мрачной красотой. Головы убитых некогда героев Цветков инкрустирует жемчужными зубами и бисерными нитками крови. Отрубленная голова становится эстетическим объектом, а когда это происходит, смерть и казнь теряют свой ужас. Недавно стало известно, что этот проект Цветкова номинирован на премию Кандинского.

Все работы, представленные на выставке, были сделаны в разное время, и многие художники вообще не задумывались о нуаре, когда их делали. Тем не менее, куратору Катрин Борисов удалось собрать целую панораму забытого американского стиля, но увы — не оживить его. Выставку нельзя назвать злободневной, все-таки социальный пафос нуара, продиктованный в 40-е годы Второй мировой войной, бесследно ушел, оставив после себя лишь мрачную эстетику, подходящую для глянцевых журналов. Но и галерея «RuArts» никогда не претендовала на остроту, здесь скорее всегда делали ставку на эстетику. Поэтому в контексте, когда еще не стихли песни Pussy Riot, выставка кажется совсем не современной, но от этого еще более красивой, лиричной и личной.


Сергей Борисов, Однажды в саду Эрмитаж, 1994 (2012), цифровая печать, дибонд, 87х120 см, 1/1.

Катрин Борисов, арт-директор галерии «RuArts», куратор выставки «NOIR»:

Я давно хотела объединить художников нашей галереи в одном проекте. В этой выставке удалось собрать почти всех, а также пригласить к участию Беллу Матвееву, с которой давно мечтала поработать. Да, я согласна с вами, нуар как эстетика осталась в прошлом, но мне кажется, что основные черты, присущие и жанру и стилю нуар, такие как цинизм, запутанность и пессимизм, я уже не говорю об эротике, сейчас наиболее актуальны. В предстоящей выставке я делаю акцент именно на образе роковой красавицы, который присутствует в работах Глынина, Кахадо, Борисова и Феневой, а также наблюдаю за процессом саморазрушения главного героя сегодняшнего нуара. Скажу честно, «NOIR» для меня очень личный проект, который скорее характеризует мое текущее настроение, чем жанр или стиль в литературе или кино.

Дмитрий Цветков:

Я никогда не делал работ специально к выставкам и не мне рассуждать на тему актуальности — неактуальности темы. На то есть арт-критики, кураторы, медиаторы и координаторы процесса. Я — художник, живу жизнью художника, трудной и малопонятной. И что отличает художника от добытчика нефти-газа, риэлтора и генерального подрядчика, так это чувство «неутраченного стыда» — и рад был бы утратить, да не выходит. Мне стыдно и за Pussy Riot, и за Магнитского… Что касается нуара, в классическом американском нуаре — своя эстетика, своя кинематографии, свои герои. На российской почве нуар превратился в чернуху, где герои заменены страдальцами и юродивыми, кинематограф заменен черно-белыми фотками про разгромы выставок и путчей. Лощеный, эстетский западный нуар у нас превратился в политический, имперский.

Сергей Борисов:

Я давно работаю с галереей «RuArts», и приятно, что мне предлагают участие в проектах, где мои новые и старые работы выглядят актуально. Я не работаю в стиле нуар, но некоторые мои работы все же впитали в себя некоторые черты этого направления, поэтому для выставки я выбрал свою работу 1994 года «Однажды в саду Эрмитаж». На мой взгляд, в ней есть все, что так присуще этому стилю: разрушенный сад, олицетворяющий внутреннее состояние героя, высокая контрастность, свойственная этому стилю в кино и, конечно, эротическое напряжение.


Владимир Глынин, серия «Лебединое озеро», 2008, C-print 70x100 см, Edition: 5+2AP, 2/5.


Джабах Кахадо, Majestic, 2010, перенос Polaroid-снимка большого формата, акрил, чернила на бумаге 112x76 см, 1/5.


Дмитрий Цветков, Мария Антуанетта, 2011, из серии «Головы героев», смешанная техника.


Дмитрий Цветков, Емельян Пугачев, 2011, из серии «Головы героев», смешанная техника.

Фотографии: Courtesy галерея «RuArts»
Материал подготовила Елена Ищенко


Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.