Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

В качестве дополнения к темным временам

147        0       
25.09.12    ТЕКСТ: 
«Сотрудничество», «коллективную работу» или то, что именуется модным западным термином в обрусевшем варианте «коллаборация», в двух словах описывает нестареющая пословица: одна голова хорошо, а две лучше. Кураторы Дафнэ Айас иФилипп Пиротт организовали в роттердамском музее «Witte de With» выставку «Surplus Authors», в рамках которой рассматривается концепция коллаборации как одна из основных форм политики.Выставка очерчивает контуры акта совместного творчества в контексте истории и социума, анализируя его признаки и отношения: чувство долга, доверие, щедрость или мотивацию, антагонизм и даже самодостаточность. И, конечно, чтобы найти и разгадать эти отношения и свойства, необходимо уделить выставке не час, а значительно больше времени. Связи между историями и действующими лицами размыты, завуалированы, метафоричны. Это не просто выставка о сотрудничестве, а проект о выходе за пределы физического участия и безграничности со-деятельности и со-мыслия.


AA Bronson & Ryan Brewer, Blue, 2012
LED light box with diasec, 183 x 244 x 15 cm
Edition of 3
Courtesy of the artists and Esther Schipper, Berlin

Наиболее прямо выражаются художники о совместном творчестве в привычном смысле: о со-участии, со-переживании, со-критике, со-действии, то есть групповой работе некоторого со-общества, объединенного общим делом. «Конференция» (Хо Цу Нен, 2011) и «Кураторы» (Анайк Лу Питтелоуд и Стив Ван ден Бош, 2009) сами по себе являются документальными свидетельствами коллективной работы. Авторы фиксируют ход профессиональных арт-конференций, однако фокусы их исследования в корне различны. Хо Цу Нен исследует собственную дуальность: приглашенный в роли участника, он оказывается по другую сторону камеры, становится сторонним наблюдателем, предложив актеру заменить его в зале. Анайка Лу Питтелоуд и Стива Ван ден Боша интересует имидж арт-конференции как таковой, ее семиотика как институциональной платформы для взаимодействия участников процесса создания истории искусства. Сюда же, к стандартным формам понимания со-деятельности я отношу новую работу авторов «Музея неучастия» (о них мы уже ранее упоминали — прим.) — дуэта Карен Мирза и Брэда Батлера, «Удержать Землю», в которой авторы рассматривают психологию толпы. Эта работа вдохновлена событиями «Арабской весны», в частности, памфлетом с инструкциями «Как протестовать по-умному» и является сателлитом более масштабного фильма по сценарию, написанному совместно с Чайной Мьевилем.


Annaïk Lou Pitteloud & Steve Van den Bosch, The Curators, 2009
Digital slide show, 9 min, color, looped
Video, 16 min, color, sound
Courtesy of the artists

Другая форма со-деятельности, танец, включена в работу «Телосложение Сознания» шанхайской продакшн-компании «Madeln Company» (участники недавней Арсенале в Киеве — прим.), основанной в 2009 году лидером китайской арт-сцены Ху Женом. Танец как форма самовыражения и коллективного переживания скомпилирован в данном случае из более двухста шагов — как симбиоз разнообразия танцевальных и гимнастических па, приемов и форм боевых искусств, духовных и культурных ритуалов и традиций, образующих транссовременную, транскультурную систему движений, дарующих благодать человеческому телу.

Тема закрытых сообществ и тайных коллабораций всплывает в совместной работе известного мистика А.А.Бронсона, единственного оставшегося в живых участника канадского коллектива «General Idea», и Райна Бревера. Они удаляются в мекку квиров со всего мира — «Волшебный лес» на южном берегу Лонг Айленда в Нью Йорке, где вот уже шесть декад располагаются два главных интернациональных гей-сообщества — Cherry Grooves и Pines. Здесь художники превращаются в неведомых лесных существ и совершают полупубличный совместный ритуал.


Chris Evans, Company, 2009
Video, 6 min 32 sec
Courtesy of the artist, Juliette Jongma, Amsterdam and Lüttgenmeijer, Berlin

Однако наиболее выразительными я нахожу нестандартные формы понимания и активации коллаборации. Самой интригующей в плане критического и лингвистического исследования мне представляется работа Хито Штейерль «Дорогая Андреа» (2007). На первый взгляд, ее документальный триллер рассказывает о возвращении художницы в Японию, где в 80-х годах она снималась в качестве модели, под псевдонимом Lovely Andrea, для BDSM-журналов, но на самом деле, это оммаж трагически погибшей подруге детства художницы — убитой в Турции активистке Курдской рабочей партии (ПКК) Андреа Вольф, чье тело не было найдено. Андреа будто бы становится попутчицей и соавтором, тенью, двойником Штейерль, вместе с ней играющей одновременно роль сыщика и пропавшего предмета.

Для испанки Доры Гарсиа коллаборация — предмет исследования в большинстве ее проектов. Для нее важно сотрудничество между художником, зрителем и произведением искусства. В ее работах часто появляется фигура изгоя, одиночки, вне законе и вне общества. Примером такого характера может служить комик Ленни Брюс, одна из ярчайших фигур революционных 60-х, чей знаменитый перформанс в Австралии состоял лишь из одной строчки «What a fucking wonderful audience!», после произнесения которой Брюс был выслан из страны. Дора Гарсия вступает в заочное со-творчество с комедиантом и продолжает представление, дописывая сценарий таким, каким он по ее мнению, мог бы быть.


Club Moral – Anne-Mie Van Kerckhoven (AMVK) & Danny Devos (DDV), L’Age d’Or / I Wanna Be Injured, 1986-present
5 Super-8 films and 2 digital recordings
Camera & concept: AMVK. Performance: DDV
Courtesy of the artists

Алисия Квадэ идет еще дальше. В своем стремлении к сотрудничеству, она занимает место объектов исследования, в попытке трансформировать себя, символически принимая чужую форму. В работах «Being Marilyn Monroe / Alicija Kwade» и «Being Nikola Tesla / Alicija Kwade» (2010–2012) художница аккуратно и точно скопировала рукописные письма актрисы и ученого, передав их на экспертизу графологу. Повторяя экспертизу с периодичностью в два года, художница старается определить, как трансформировались ее отношения с оригиналом с течением времени.

В контексте голландской ситуации, после резкого сокращения бюджетных донаций на культуру, которое конечно повлекло за собой укрепление связей между институциями в стране, но не решило проблем, кураторы в символической форме поднимают вопрос, по форме напоминающий сакраментальное «быть или не быть?»: является сотрудничество концом само по себе или концом самого себя, или, наоборот, это медленный процесс, которому еще предстоит проявить себя, в котором психологическая, интеллектуальная и политическая динамика активируется посредством сомнения и деконструкции? Этим вопросом, на который, по сути, нет однозначного ответа, я хочу закончить свой текст, хотя редактор рекомендовал закончить по-другому. Вот такое у нас получилось сотрудничество.


Falke Pisano & Ana Roldan, Dynamo, 2008 — 2012
3 fabrics 150 x 150 cm
4 single attributes + a set of 10 balls and 1 set of 2 gold-leaf sticks
Courtesy of the artists and Ellen de Bruijne Projects/Balice Hertling/Hollybush Gardens


Wu Shanzhuan & Inga S. Thorsdottir, Echo, Narcissus, Sisyphus, 2011
Mural painting, Aero Color Professional (Schmincke)
Courtesy of the artists and Long March Space, Beijing


Hito Steyerl, Lovely Andrea, 2007
Single channel video, 30 min, color, sound, English subtitles
Courtesy of the artist, Wilfried Lentz Rotterdam, and the Dommering collection, Netherlands


Ho Tzu Nyen, A Conference, 2011
Video, 6 min 22 sec
Courtesy of the artist


Jalal Toufic, How to Read an Image/Text Past a Surpassing Disaster?, 2010
6 photographs and How to Read a Text ‚Past a Surpassing Disaster? booklets
Translation by Selim S. Kuru
Courtesy of the artist


MadeIn Company, Physique of Consciousness, 2011
Video, instruction manuals, research materials, 52 min 03 sec
Courtesy of the artists and Long March Space, Beijing


Oscar Tuazon, My flesh to your bare bones, 2010
Two-track audio
Courtesy of the artist and Maccarone, New York

Фотографии: Bob Goedewaagen; предоставлены Witte de With
Материал подготовила Екатерина Крупенникова


Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.