Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Только изменение системы

216        0       
02.11.12    ТЕКСТ: 

В рамках Дней Австрии в России в Нижнем Новгороде, на площадке Планетария, открылась выставка под названием «Вперед, к новым берегам! Миграция как возможность культурного развития», организованная совместно с Австрийским культурным форумом. Десять художников представили работы, посвященные миграции и мигрантам. Что характерно, с русской стороны участниками стали авторы, которые представляют линию современного искусства, связанного с социальным активизмом: Ольга Житлина, Хаим Сокол, Глюкля (Наталья Першина-Якиманская), Виктория Ломаско. Выбор европейских авторов проводился по принципу их личного переживания проблемы: почти все они выходцы из других стран, но граждане Австрии. Это Елена Лапшина, Анна Ермолаева, Эндрю Межвински, Лизл Понгер, Рамеш Даха и Нильбар Гюрес.Трудовая миграция — это определенно тренд прошлого года в российском современном искусстве. В нынешнем году на передний план вышли, оттеснив эту тему, события иного характера. Но несколько левых художников продолжают заниматься проблематикой, поскольку миграция для них — вопрос политики, а не моды. Мигранты — угнетенные, бесправные жертвы капитализма. В утопическом измерении художники обладают властью, которая поможет им осознать проблему и бороться, а эту утопию можно представить со своими нюансами. Хаим Сокол и Ольга Житлина моделируют ситуации героического восстания с самого жизненного дна, силового восстановления справедливости в обществе. Только герой из низов общества, маргинал способен на разрушение и обновление мира. Видео Хаима «Парад» демонстрирует этот манифест в категорично-пафосной манере через имитацию военного шествия, где, вместо солдат, дружно шагают мигранты в оранжевых жилетах с лопатами в руках. Проблема языка в подобном социально-политическом искусстве проиллюстрирована наглядным образом. Манифестация идеи через образ парадного шествия в соединении с атрибутами рабочих-мигрантов придает действию несколько иронический эффект.

Ольга Житлина в выпуске «Агентства утопических новостей», в отличии от Хаима, представила не абстрактную манифестацию. На сайте «Новой газеты» в Нижнем Новгороде была опубликована эта новость. Проблема сноса и поджога исторических, в частности деревянных, построек в центре города приобрела широкий масштаб. Против такого безразличия властей борются в первую очередь архитектурные эксперты, интеллигенция и социальные активисты, мнение которых властями игнорируется. Масштабы строительства велики. На очищенных от деревянных домов площадках ставятся многоэтажки, спешно достраивается ветка метро, центральный сквер вырубается ради торгового центра. Мигранты внутри этого процесса выступают как безучастные инструменты капитализма. Ольга фотографирует утопическую ситуацию — проявление позиции строителей по отношению к проблеме: они стоят напротив домов, готовых к сносу, или напротив сквера до его вырубки с протестными плакатами. Художница составила их возможный манифест, выражающий их интересы как класса. Обращение к конкретному приближает поэтику данной работы к авангардным художественным интервенциям начала прошлого века. На выставке фигурировала ее игра «Россия — страна возможностей», о которой уже было достаточно сказано наAroundart. В одной из школ города, половина учеников которой дети мигрантов, прошло специальное занятие, посвященное этой игре.

Виктория Ломаско представила свой неоконченный графический репортаж «Комитет “Гражданское содействие”». В Санкт-Петербурге главное место, где мигранты могут получить правовую поддержку и помощь, — это комитет «Гражданское содействие», где Виктория и провела месяц, фиксируя сюжеты его ежедневной работы. Сделанный в ее манере чрезвычайно точной фиксации событий репортаж о проблемах мигрантов, опасностях правозащитной деятельности, депортациях и российских судах. Виктория пишет, что столкнулась с тем, что ее социальное искусство не может без цензуры быть использованным в проектах, направленных против ксенофобии или поддерживающих мигрантов. Оно не иллюстрирует истории из тяжелой жизни мигрантов, а дает возможности для более сложного анализа ситуации вокруг их проблем. Близость к журналистской риторике заложена в самом жанре репортажа, но высказывание и воздействие на зрителя не целевое, а многоуровневое, и не воспринимается как провокация к прямому намеченному действию.

Переходя к работам австрийских художников, нужно сказать, что они представляют визуальные исследования. Но не все напрямую работают с темой выставки. Работа Дахи Рамеш, иранки по месту рождения, косвенно относится к проблемам миграции. Исследование альтернативных виртуальных культурных и идеологических влияний влечет за собой изменение политической географии, которая регистрируется ей чрезвычайно точно. Инсталляция «Множество историй» исследует строительство иранской железной дороги: в ходе ее прокладки Иран менял приоритеты внешней политики, заигрывая то с СССР, то с фашистской Германией, то с США и, соответственно, менял повороты и направления. Линия путей стала проекцией, графиком метаний дипломатов в определении идеологических ориентиров. Инсталляция состоит из негативов документов, свидетельствующих о переговорах иранских властей, трех экранов с агитационными мультфильмами СССР 30-ых годов, диснеевской анимацией, документальными кадрами конференции в Тегеране и агитационного кино вермахта, а также полотен с изображениями дороги.

Молодая художница из Турции Нильбар Гюрес с видео «Undressing» яркий пример художницы, которая работает только с темой национальной идентичности, со спецификой менталитета и культуры «восточного человека», а конкретно с образом женщины. Колорит Турции передается при помощи узнаваемых символов, например, в экспонируемой работе девушка снимает поочередно яркие восточные платки своей матери, бабушки, и т.д., которые скрывают ее лицо полностью. Безконфликтное свидетельство роли традиции в жизни восточной женщины. Этническая идентичность визуально демонстрируется, но не вступает ни с чем иным во взаимодействии. Исследование направлено во внутрь нации и ее менталитета, реакция на столкновение с западной цивилизацией не регистрируются, что может быть и невысказанным признаком травмы.

Лизл Понгер — наиболее известная из всей австрийской делегации художница. Начинала она в 60-ых годах прошлого века, работает в первую очередь в области видеоэкспериментов. Из примечательного: она документировала поздние перформансы венских акционистов. На выставке была представлена большая серия ее фотографий под названием «Ксенографические взгляды». Проблемы миграции связаны с восприятием Чужого, и художница демонстрирует его условность и неразличимость. Стилизованные под этнографические снимки ХIХ века, фотографии в действительности сделаны в 1994 году, а их персонажи изображающие представителей различных экзотических народов, не являются таковыми. Фиксация замещения этнической идентичности на многие другие: гражданскую, профессиональную, политическую, субкультурную.

Одной из главных тем творчества Анны Ермолаевой является миграция, что связано напрямую с ее личным опытом. На выставке в Нижнем Новгороде в первую очередь представлено ее видео «Александра Высокинска / 20 лет спустя», которое обращается к фактам биографии художницы. В юности она уехала из России из-за политического давления, мигрировала она в Австрию через Польшу. Там случилось так, что Александра, героиня фильма, приютила Анну и ее друзей и помогла им уехать. Через 20 лет она нашла ее в Париже и встретилась с ней в Кракове, где они познакомились. Всю их встречу Анна зафиксировала на камеру. Эта история, по словам художницы, памятник Александре. Это история не только о политической географии последних 20 лет, но и о самой Анне, возвращения к ее личной травме. Анна обращается к своему опыту: «Я решила стать художницей после всех событий, опыт миграции совершенно меня изменил, я стала новым человеком, более восприимчивой». Это не репортаж, это документация интимного события — обращения к памяти через столкновение в том же месте с тем же человеком. Вторая ее работа на выставке называется «Золотой запас» и представляет собой оформленную в виде семейных портретов серию фотографий людей из разных стран с золотыми зубами. Опыт этнографического художественного исследования.

Елена Лапшина с инсталляцией «Communication» намеренно отстраняется от субъективного переживания темы миграции, хотя и является мигранткой из России. Елена в роли исследователя повседневности представляет символы, найденные ей в городской среде. Факт в том, что выходцы из Турции в одном из районов Вены вместо металлической звезды «Мерседеса» (для нее это символ капитализма) устанавливают символ своей страны: полумесяц и звезду, что фиксируется художницей на снимках. Брошенные звезды с автомобилей художница собирает и выставляет их как утраченные ценности рядом со свидетельствами. Миграция представляется наравне с другими факторами как процесс формирования культуры, замены одних символов другими.

Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) представила на выставке свою известную видеоработу «Утопический профсоюз безработных». Мотив прямого культурного обмена между балеринами и мигрантами в танце, был продолжен в перформанс-балете «Наташа и Умид». Это было событие из трех частей. Сначала немое кино о мигранте со Средного рынка, который влюбился в прекрасную русскую балерину, мечтающую о театре, где может танцевать любой. Ироничное видео с удачно выбранными типажами и натурой — разрытым оврагом со строителями, Средным рынком, площадь Маркина среди ног шагающих солдат. Надпись на стене: «Бейте бабу кирпичом, чтобы не спала с хачом». Впечатляющий заключительный танцперформанс на площадке у театра оперы и балета, где девушки и юноши в оранжевых жилетах вместе с Умидом перед обескураженными нижегородцами исполняют балетный номер. Вторая часть — танец в котором и участвовал Азамат, сыгравший роль Умида мигрант. После него было объявлено, что руководитель коллектива решил взять его для участия в выступлениях. Третья часть — дискуссия, тему которой предложила Глюкля: «Нужен ли театр для мигрантов, и если да, то как бы вы его назвали?» Это наиболее полезная часть всего события, поскольку в нем участвовал Баха — мигрант, который помогал Глюкле в ее съемках, уговаривал людей в них участвовать. Для него подобное действие не выглядит утопическим. Манифестация толерантности, процесс взаимодействия для Бахи подобны мистической сопричастности ритуалов и событий. Он обижался на попытки иронизирования над героями, и дело не в его наивности. Для него искусство обладает политической властью, а взаимодействие искусства и мигрантов, по версии Глюкли, в проекте, подобном Пролеткульту, продуктивно. Он, как и многие другие мигранты, мечтает о равенстве. На фоне слов об утопичности прямого взаимодействия мигрантов и искусства наиболее ценной была мысль Лизл Понгер о том, что самые серьезные проблемы трудовой миграции связаны с капиталистической системой, основаной на дешевой рабочей силе, которой и являются мигранты. Только изменение системы повлечет за собой позитивные последствия.

Фотографии: Мария Калинина
Материал подготовила Анастасия Бирюкова


Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.