Чуть больше недели назад в Музее современного искусства «PERMM» при поддержке «Galerie Iragui» открылась выставка «Современная французская живопись: пересечения истории». Сегодня подобная выставка, состоящая практически только из живописных работ и представленная в музее современного искусства, является скорее исключением из правил, чем закономерностью. На протяжении ХХ века живопись переживала не лучшие времена: в нынешнюю эпоху ее испытывали на прочность — разбирали на части, анализировали и подвергали сомнению, заставляя отступить под натиском более аттрактивных и легко усваиваемых зрителем форм искусства. Некоторые даже выносили ей смертный приговор. Не является исключением и ситуация во Франции, где на каждый департамент сегодня приходится свой центр современного искусства и где в последние годы получило широкую поддержку именно актуальное искусство. Так что же все-таки стало с великой модернистской традицией?
Николя Одюро и Екатерина Ираги открывают выставку
Молодые кураторы Александра Фо и Николя Одюро исследовали вопрос и составили свое мнение — что же на сегодняшний день осталось от живописи и каким образом она включена в современный художественный контекст Франции. С этой целью они собрали экспозицию из работ 28 художников, работавших в разное время, начиная с 1960-х годов и заканчивая сегодняшним днем. Выбранный период интересен не только своей репрезентативностью, так как показывает весь спектр современной живописи, но и тем, что выбор периода преследует задачу совместить в одной экспозиции художников разных поколений, работающих в модернистской традиции, чтобы провести между ними историческую параллель.
Искушенный зритель может упрекнуть кураторов в показе уже случившихся работ, не несущих никакой визуальной новизны, но это замечание было бы актуально, если бы среднестатистический посетитель музея знал о современной французской живописи чуть больше. Безусловно, выставка имеет просветительский характер, а способ репрезентации уже известных работ предполагает включение в пространство так же и малоизвестных, созданных за последние десятилетия.
Экспозиция решена просто, но эффективно. Кураторы облегчили зрителям задачу и структурировали материал, соединяя в пары художников, созвучных по методу или же близких по темам. Таким образом, художник, уже вошедший в историю искусства, и автор младшего поколения, близкий ему эстетически или концептуально, оказываются в ситуации диалога, а момент сопоставления позволяет проследить преемственность поколений.
Benjamin Swaim, Jean-Michel Sanejouand, Damien Deroubaix
В «одной лодке» оказываются классик геометрической абстракции Виктор Вазарели(1908–1977) с умозрительными иллюзиями объема и молодой живописец Арман Жалю(род. в 1976), чье творчество представлено сюрреалистичными композициями, рождающимися из изображений реальных предметов. Жалю предлагает нам необычную оптику взгляда на предметы, будь то оперение индюка или же отпечаток пиццы на бумаге, тогда как универсальные структуры Вазарели филигранно просчитаны, но и у того и у другого живопись основывается именно на композиции, их обоих интересует ее роль в организации плоскости и вызываемый ею эффект.
Armand Jalut, Victor Vasarely, Jean-Olivier Hucleux, Guillaume Bresson, Daniel Dezeuze, Raphaël Renaud
Работы другой пары художников — Эрика Дитмана (1937–2002) и Дамиана Дэрубэ (род. в 1972) близки по своему мрачному настроению и синтетичности образов. С помощью разных техник они рассказывают о неоднозначности, двойственности человеческого бытия: трагедии существования, хрупкости человеческой судьбы и одновременно о раблезианском празднике жизни. И видения-галлюцинации Дэрубэ в форме большеформатной акварели и объекты Дитмана основаны на столкновении образов, почерпнутых из реальности и массовой культуры, мифологии и этнологии, истории искусств и СМИ. Художникам интересна та метареальность, которая возникает на пересечении различных образов и смыслов.
Erik Dietman, Damien Deroubaix
Диалог художницы Веры Мольнар (род. в 1924) и ее младшей коллеги Морган Чембер(род. в 1976) также состоялся независимо от того, что Чембер работает с объемами, а живописи по холсту предпочитает инсталляции, отсылающие к творчеству Дюшана, в то время как Мольнар более традиционно оперирует геометрическими фигурами на плоскости. Обе художницы разделяют любовь к выдумыванию новых форм и отрекаются от заученных приемов и академизма. Экспериментируя и доводя элемент случайности до уровня художественного метода, они стремятся к десакрализации личности «гения-творца». Особенно четко связь двух художниц прослеживается при сопоставлении живописного диптиха Веры Мольнар «Два квадрата, разрезанные пополам» и инсталляции Морган Чембер «Показ».
Morgane Tschiember, Véra Molnar
Любая кураторская выставка — самостоятельное высказывание. Александра Фо и Николя Одюро формулируют его при помощи работы с пространством. Так, для размещения ситуативной работы Сесиль Бар (род. в 1958) «Фарандола на троих» в выставочном зале музея было открыто окно, обычно недоступное для глаз посетителя за гипсокартонными стенами. Несколько прямоугольных плоскостей — картин-экранов, представляющих собой обтянутые прозрачной тканью подрамники, взаимодействуют с выставочным залом, пропускают через себя дневной свет, образуют сложный геометрический рисунок с очертаниями окна. По замыслу художницы, холсты является всего лишь поверхностью, которая принимает на себя любые проекции окружающего ее пространства. В перекличку со строгими плоскостями Сесиль Бар вступает монохромная работа Франсуа Морелле (род. в 1926) «Стриптиз на острие», выполненная в лучших традициях минимализма. Так же как и Сесиль Бар, Франсуа Морелле много работает с пространством, пытаясь преодолеть границы живописной плоскости, и даже практикует включение живописных плоскостей в контекст архитектурных объектов.
François Morellet, Cécile Bart
Художники находятся в поиске специфической оптики, присущей живописи сегодня. Ева Нильсен (род. в 1983) использует живопись как инструмент разложения пейзажа на компоненты, преобразуя его в ранее несуществующий. Исследует оптику человеческого глаза ее предшественник и учитель Филипп Конье (род. в 1957), который берет за основу изображения урбанистические сюжеты, извлеченные из фото- или видеосъемки. Работая в технике энкаустики, он превращает их в полотна, похожие на нерезкий снимок — словно что-то нереальное.
В сюжетах Эрвэ Ика (род. в 1970) видение также является более важным, нежели само изображение реальности: прозрачные абстрактные работы напоминают остаточное впечатление — отпечаток, который сохраняется на сетчатке глаза, когда закрываешь глаза. Гийом Брессон (род. в 1982) начинает работу с фотографирования натурщиков, воссоздавая сцены уличных боев, происходивщих на городских пустырях. Мы будто смотрим на происходящее через объектив камеры видеонаблюдения. ГиперреалистЖан-Оливье Юклё (1923–2012) также отталкивался от фотографического изображения, стремясь при этом сделать изображение более трезвым, реальным и правдивым, чем в жизни. Многоплановая живопись Жака Монори (род. В 1924), вдохновленная полароидными снимками и выполненная в вариациях темно-синего, своей эстетикой и мистическими мотивами напоминает о фильмах-нуар.
Jacques Monory, Marc Desgrandchamps, Herve Ic, Bernard Frize
Интересно, что многие художники находятся на грани выхода за пределы живописной плоскости, и это не только работы, взаимодействующие со средой. В экспозицию включены единичные скульптуры, объекты и инсталляции, выстроенные на основе живописных принципов или представляющие собой геометрическую абстракцию в объеме.
Кураторы не акцентируют наше внимание на конкретной паре художников или работе, а развертывают аналитическое высказывание по ходу продвижения вглубь экспозиции, представляя панораму имен, художественных направлений и методов. При этом пространство высказывания приобретает многомерность: перед нами выстраивается историческая ретроспектива авторов, родившихся в первой половине ХХ века, другой вектор направлен в современность. Мы узнаем о художниках сегодняшнего дня — невольных или сознательных последователях долгой традиции. Мы знакомимся с современной ситуацией и одновременно открываем живопись как одно из направлений современного искусства.
Фотографии: Музей современного искусства «PERMM» и Александр Хомутов
Материал подготовила Марта Пакните
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.