Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Ностальгия по настоящему

615        0       
19.04.13    ТЕКСТ: 

Владмир Могилевский, Старое видео // Фото: Настя Якименко, предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод

В галерее антикварной мебели Transatlantique в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» открылась выставка фотографа и медиахудожника Владимира Могилевского «Старое видео». Двадцатиминутный фильм и 50 фарфоровых плиток с оттисками кадров из него больше всего напоминают съемку, пропущенную через фильтры Instagram, но при этом не утратившую иронии.

Солнце, море, пляж, две молодые обнаженные девушки: в статье к выставке Павел Пепперштейн пишет, что Крым начала нулевых — это хронотоп блаженства. Такое ощущение действительно возникает, тем более, что фильм приходится смотреть в галерее, с пола до потолка отделанной белой кафельной плиткой и потому напоминающей бассейн, который забыли наполнить водой. Девушки на экране боязно заходят в морскую воду, а зрители наблюдают за этим, сидя на скользком белом кафеле.

Ощущение «хронотопа блаженства» усиливается и от техники съемки. Обрывочность, бессюжетность, — это и не фильм вовсе, а чье-то любительское видео со старой подвыцветшей пленки, будто выжженной солнцем и уже подернутой голубой патиной. Так же выглядят и фотографии, напечатанные на плитке.

Владимир Могилевский, Старое видео, кадр // Предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод

Главная составляющая «хронотопа блаженства» — это не время и даже не место, это надвременное, надпространственное измерение, именуемое faux-vintage, поддельный винтаж. Эта техника набирает популярность во многом благодаря множеству приложений для смартфонов, включая Instagram, которые превращают добрую половину снятых на них фотографий в образец поддельного старья. Многочисленные фильтры искусственно состаривают свеженькие фотографии, обесцвечивают их, снижают яркость, добавляют зерна, будто сняты они были на какую-нибудь старенькую Leica, а не на «цифру», встроенную в телефон.

Faux-vintage — это своеобразная «ностальгия по настоящему», как писал литературный критик, марксист и философ постмодернизма Фредерик Джеймисон. С одной стороны, образцы faux-vintage — это «здесь и сейчас», рассказ чьей-то истории, ведущийся фактически в прямом эфире, с другой — это еще и попытка придать своему настоящему, по сути, никому не интересному, ценность артефакта. Состаривающие фильтры заставляют нас смотреть на настоящее как на готовое к документированию прошлое. Они придают изображению привлекательные технические дефекты, которые воспринимаются еще и как дефекты памяти смотрящего — будто он припоминает то, что уже состоялось и ушло в историю.

«Историчность» проекта Могилевского, его ностальгическое настроение, подчеркивается еще и старым телевизором, который играет полноправную роль одного из объектов экспозиции. Даже не зная истории телепроизводства в России и мире, можно догадаться, что телевизор этот был выпущен куда раньше, чем снято видео. Хотя качество его изображения, наверняка, примерно то же.

Случайная подборка Фотографии из Instagram с тэгом #крым

Образ, словно показанный по старому «телеку», — это вполне симпатично. К тому же, старый «телек» смягчает неумение работать с камерой. В конце концов, каждый хочет писать свою собственную историю не просто как хроникер (вот я съел торт, вот еду на море, вот со мной две симпатичные девушки, мои тогдашние подружки), но и как поэт. В стихотворении значимо каждое слово — так и пользователь Instagram придает мнимое, кажущееся значение каждому моменту своей жизни и заведомо превращает место и время действия каждого снимка в «хронотоп блаженства» (гораздо реже — в хронотоп великого страдания; все-таки ностальгия — чувство позитивное). То же и в «Старом видео» Владимира Могилевского: это не Крым вовсе, а какое-то чудесное место, символ свободы, раскованности и бесконечной юности.

Конечно, ностальгия-по-настоящему уже давно укоренилась как прием в искусстве. Можно вспомнить проекты фотографов Макдермотта и Макгафа, которые увлекаются возрождением старых фотографических техник, или того же Тимура Новикова и его команду, создававших современные образы, подражая то античности, то Возрождению. Ностальгия по настоящему, как художественный прием, была и остается частью постмодернистской культуры, но за последний десяток лет она ужасно подешевела: приелась и стала обыкновенной массовой игрушкой, ведь растиражированный прием уже не имеет художественной ценности.

Конечно, проект Владимира Могилевского — чуть больше, чем Instagram и чуть больше, чем массовая игрушка. В нем есть важное качество — ирония: и над приемом, и над зрителями, и над самим собой. Свое видео про свободу и вечную юность он показывает в тесной кафельной галерее, кадры из него — печатает на плитках, лучшее место для которых — в такой же тесной ванной комнате. Ностальгия по настоящему приобретает другой оттенок смысла. Это ностальгия не столько по некоему эфемерному времени, но — по настоящей жизни и настоящим эмоциям. Вот вам, нате — смотрите, завидуйте, мечтайте.

Материал подготовила Елена Ищенко

Владмир Могилевский, Старое видео // Фото: Настя Якименко, предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод

Владмир Могилевский, Старое видео // Фото: Настя Якименко, предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.