Обучение в классе «Медиа» параллельно с московской Школой им. А. Родченко
AroundArt начинает цикл публикаций о зарубежной системе арт-образования. О том, где лучше учиться, как «поступить за границу» и нужно ли это делать, будут рассказывать русские студенты — художники, кураторы и теоретики. Автор первого рассказа — художница Людмила Аношенкова, которая учится в Венской Академии художеств в классе «Медиа» и параллельно заканчивает Школу им. А. Родченко.
Каждый, кто заканчивает учебу на немногочисленных факультетах современного искусства в России, неизбежно задается вопросом «Что же дальше?». Можно пойти работать в офис, участвуя на досуге в бесконечных выставках московского междусобойчика. Можно перебиваться подработками и тусоваться до потери печени. Есть третья опция — продолжить учебу за границей. Она манит: тут институции, рынок, гранты.
В последнее время все поступавшие в зарубежные вузы ориентировались на статьи на сайтах Openspace.ru и Lookatme.ru. Я не была исключением. Английские и американские вузы — это дорого, восточно-европейские — не дорого, но нужно учить местные языки. Художница Анна Ходорковская в одной из статей писала, что рабочими вариантами для студентов из России являются два вуза — Венская Академия художеств и Высшая школа искусств Штедель во Франкфурте. Так оно и есть. Но сейчас, проучившись за границей год, я понимаю, что возможностей на самом деле больше. Я знаю двух девушек, которые год потратили на изучение чешского, чтобы поступить в пражский вуз. Правда, сейчас они все равно в Вене. Но Венская академия — не единственный вариант в Австрии: есть хорошая трехмесячная резиденция KulturKontakt, ориентированная на художников из Восточной Европы, или летняя Академия искусств в Зальцбурге — краткосрочная альтернатива Венской Академии.
Можно поехать и в США: если повезет, это будет не так дорого, как кажется. Существуют программы, которые покрывают расходы обучения на магистра. Например, сказочная «Программа Фулбрайта», грант которой обеспечивает бесплатное обучение в США (советую ехать в Йель). Кроме того, студентам выплачивают стипендию, компенсируют расходы на проезд и страховку. Престижная программа обучения у нью-йоркского музея Whitney имеет в числе преподавателей Вито Аккончи, Марту Рослер, Ханса Хааке и другие. Берут небольшой взнос, зато есть программы для художников, кураторов и теоретиков. Что касается бакалавриата, то аналогичных программ я не знаю до сих пор.
Выбор: Вена
Год назад я все-таки решила подавать документы в Венскую Академию и Штедель. На тот момент я еще не закончила учебу в Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко: решила, что смогу совместить работу над дипломным проектом и новую учебу. Надо отметить, что опыт, полученный в Школе, — очень хороший старт для продолжения учебы в сфере актуального искусства. У тебя складывается портфолио, появляется опыт участия в выставках. К тому же, за два года, если особо не сопротивляться, начинаешь ориентироваться в современном искусстве. Те, кто сопротивляются, как правило, не выдерживают и бросают учебу.
Плюс Венской академии в том, что отправить портфолио можно через интернет. В Штедель — только по почте. Собеседование в обоих вузах проводят лично, и я переживала, что даты совпадут, но в итоге из Штеделя написали, что я могу забирать свое портфолио. Я не расстроилась: мне понравился Франкфурт, там много интересных музеев и выставок, но вот Штедель больше похож на резиденцию, чем на серьезное учебное учреждение, а мне хотелось учиться. Уже потом я поняла свою ошибку: я хотела поступить в мастерскую живописи, но никакой живописи в моем портфолио не было.
Желательно подавать документы сразу на несколько факультетов — это увеличивает шансы поступить. Такая возможность есть и в Венской академии, и в Штедель. Правда, и этой возможностью я не воспользовалась из-за ошибки. Вместо того, чтобы отправить электронное портфолио в Венскую Академию сразу на все интересующие меня факультеты, я послала его несколько раз — каждый раз на новый факультет. В итоге, у меня приняли только первый запрос, но потом я даже не могла вспомнить, какой именно факультет был в моей рассылке первым.
Если документы приняли, начинается второй тур, который длится три дня. Нужно найти свою фамилию в списке абитуриентов и узнать, какие профессора пригласили тебя на собеседование. Каждому абитуриенту за эти три дня нужно сделать работу, которую придется показать на общем собеседовании. Проект может быть любым, но мозги все равно надо включать, так как он должен соотноситься с факультетом, на который ты поступаешь. Уже во время учебы можно показывать живопись в классе «Медиа», правда, полезный отклик ты вряд ли получишь: твой профессор снимает кино и на живопись смотрит как зритель. Это надо понимать.
Я поступила в Академию легко, даже с изрядной долей равнодушия. Работу я придумала заранее, часть фотографий из фото-серии на полароид сняла еще в Москве, часть — в Вене. Мне было важно, оценят ли мои работы, достаточный ли у меня уровень для поступления в международный вуз. Некоторые русские товарищи спрашивают у меня, какие проекты лучше делать, чтобы точно поступить. Это чисто русский подход. Ты работаешь, собираешь портфолио, ищешь себя, а кому-то до сих пор кажется, что все это можно быстренько слепить и выдать конкурсной комиссии. Таким «имитаторам» мне не хочется давать никаких советов, ведь в итоге они обманывают только себя.
Процесс обучения
Мой факультет — «Медиа», профессор Констанца Рум, и я этим случайным выбором очень довольна. Сейчас я понимаю, что ломать голову над выбором факультета не стоит. Отзывы о каждом факультете могут быть диаметрально противоположными. Например, класс знаменитого художника Даниэля Рихтера Expanded Pictorial Space некоторых студентов устраивает тем, что занятия класса проходят раз в пару месяцев — это оставляет множество времени, чтобы сделать работы для просмотра. Некоторым это, наоборот, не нравится, как и то, что обсуждение студенческих работ Рихтер превращает в личное шоу, а некоторые уроки оказываются долгими посиделками за бокалом вина и обсуждением чего угодно. Здесь же Рихтер может прямо сказать, что живопись твоя — говно.
Однако обсуждения есть далеко не на всех факультетах Венской Академии. Нет их на факультете концептуального искусства — там вместо этого смотрят кино. Студенты классов абстрактной и фигуративной живописи говорили мне, что у них обсуждения проходят достаточно вяло и потому они посещают их через раз. Некоторые студенты приходят за общением на занятия моего класса, «Медиа». Но у нас не принято критиковать работы: если кто-то покажет нечто несуразное, то студенты просто промолчат, а профессор — отшутится. Иногда даже думаешь: не лучше ли устроить разнос? И сразу вспоминаешь мастерскую Игоря Мухина в Школе им. А. Родченко, в которой, на мой взгляд, было слишком много критики. Многие, в том числе и я, от этого впадали в тоску.
В последние годы у наших соотечественников пользуется популярностью класс Марины Гржинич. Ее студенты, как правило, производят визуально скучное искусство. Это может быть исследование на тему ущемления прав мигрантов в Австрии в виде текстов, фото и артефактов. Короче — Conceptual Art. Есть класс Ханса Шайрля — Contextual Painting, где превалирует гендерное искусство. Если вы трансгендер, гомосексуалист или трансвестит, то вам сюда. Класс сильный и активный.
У тех, кто учится на Скульптуре, отдельное здание возле парка с чудесным внутренним двориком и светлыми студиями. Говорят, хорош класс фотографии, а у класса графики отличный преподаватель. В общем, надо решать самому, что выбирать. Студентам представляется большое пространство для маневра, потому что посещать можно разные классы. Если захочется перейти на другой факультет, можно показать портфолио профессору и попросить о переводе — здесь многие так и делают.
Учеба в Вене сильно отличается от российской. Здесь, в Венской Академии, только ты решаешь, как расходовать свое время: студенты спокойно уходят с лекции, если становится скучно, здесь все ценят свое время. При этом процесс обучения достаточно расслабленный: план того, что ты должен сделать за семестр, минимален, а проверяют успеваемость только после четвертого семестра.
Многие приходят учиться в Академию уже с образованием и опытом. Из-за этого отношение профессоров к студентам иное, чем в России. Преподаватели видят в студенте не просто ученика, но художника, и общаются с ним на равных. Тебе никто не будет диктовать, как нужно делать, скорее — посоветуют. Но от студента тоже требуют определенного отношения, осознания того, что он художник, а не ученик. Не стоит показывать незаконченные работы: таким жестом вы будто спрашиваете, как сделать работу лучше, но подобный вопрос просто не имеет смысла. Ведь «плохо/хорошо» — это оценочное суждение, а главное — это форма, которая выражает смысл. Если работа бессмысленна, то ее можно закончить как угодно. Студентам также не стоит говорить фразы, типа «я пока не знаю, что у меня получится» или «я действую интуитивно». Конечно, тебя не поставят в угол, а постараются помочь, но от тебя здесь ждут четкой позиции и ориентации в темах, которыми занимается искусство.
Надо помнить, что культура непрерывна, и твоя работа всегда находится в контексте. Чаще всего профессора дают советы именно по поводу контекста, соотносят твою работу с дискурсом. Иногда просто говорят: «Обрати внимание на таких-то художников, они делали что-то подобное». В Школе им. А. Родченко подобное замечание в адрес студента обычно значит, что твоя работа — мусор. Эта «авангардная» концепция исходит из мастерской «Новых медиа», она соответствует идеологии курса, но не всегда правильна. Так что нужно очищать сознание от обаятельных авторитетов Школы им. А. Родченко и начинать мыслить самостоятельно, а этому помогает удаленность.
Что дальше?
Образование в Академии длится 8 семестров — это 4 года. Но очень многие учатся по 5–7 лет, потому что оттягивают с дипломом. Чтобы начать его делать, нужно набрать около 90 баллов, а, как я уже сказала, здесь учатся расслабленно, да и студенческие скидки облегчают жизнь вечным студентам.
Диплом об образовании для художника здесь не так важен, как это может показаться на первый взгляд. Из-за него ты не станешь востребованным художником, поэтому учатся здесь ровно столько, сколько считают нужным. Если, конечно, не планируют в дальнейшем работать в арт-институциях: учебных заведениях, музеях, галереях, культурных центрах и т. п. Это неплохая модель для существования, в этом случае диплом лучше иметь, а еще лучше — диплом магистра.
Об иллюзиях. Из России кажется, что учеба за рубежом — это уже что-то. Как будто поступив в международный вуз, ты уже чего-то достиг и неведомая сила поднимет тебя в арт-сферы. Это, конечно, не так. Чтобы интегрироваться в чужую арт-систему, придется напрягаться, быть активным, знакомиться. Правда, люди в Вене открытые. Даже с русскими художниками здесь удобнее знакомиться, чем, в Москве: в Европе они намного проще.
Кроме того, здесь легко самостоятельно организовывать выставки и мероприятия. Лучше всего начинать еще во время учебы — вовлекать людей всегда проще, чем стучаться в чужие двери. Если есть знакомые, то помещение найти несложно. Даже если их нет, можно сделать выставку в Академии. Мы с художницей Анной Ходорковской осенью 2012 года сделали выставку в подвале квартиры, где я живу. Написали концепцию, объявили open call и сделали академическую рассылку, из приславших портфолио мы выбрали художников. Наш общий с Аней друг делает выставки живописи каждый месяц. Сначала мы тоже планировали такую бурную деятельность, но не сложилось, и мы отчасти перешли в интернет: Аня занялась собственной резиденцией — R-R-R; позже мы организовали ArtStreamShop, одновременно выставку и магазин на диване, только продаем мы здесь искусство.
Вообще, вокруг меня много людей, которые что-то организовывают. И чем больше общаешься, тем больше у тебя знакомых организаторов. Очень важно, чтобы люди знали о том, что ты делаешь, тогда в какой-то момент тебе обязательно предложат участие в том или ином проекте.
В свою очередь, Академия тоже предоставляет несколько шансов быть увиденным. Во-первых, это — Rundgang, тотальная выставка во всех зданиях. Студенты всех классов показывают здесь свои работы. Это вполне реальный шанс быть замеченным галерей или продать работу, я знаю такие примеры. В любом случае, появятся новые знакомства. Во-вторых, у Академии есть выставочное пространство в центре города. Оно называется Friday exit, потому что каждую пятницу там проходит открытие выставки или перформанс. Чтобы туда попасть, нужно просто предоставить проект и портфолио команде организаторов. В этом году личную выставку можно даже выиграть в лотерею, которую устраивают во время открытий. Я тоже выиграла один раз, но дата открытия моей выставки совпала с поездкой в Россию, поэтому не сложилось. В-третьих, как я уже сказала, выставки проходят в стенах самой Академии. Их организуют классы, команды единомышленников, преподаватели. В любом случае по внутренней студенческой рассылке вы получите приглашение к участию, если, конечно, оно открытое.
После окончания Академии еще год выпускник может пользоваться студиями и помощью технических специалистов. Федеральное министерство образования, искусства и культуры Австрии на своем сайте представляет множество программ для художников, окончивших учебу — это студии, стипендии и арт-резиденции по всему миру. Кроме того, в отличие от России, в Австрии есть рынок искусства.
Но построение карьеры художника все равно специфическое — и в Австрии, и в России. У художника никакой зарплаты нет, а его гонорар зависит от востребованности. Формулировка «вот закончу Академию, получу диплом и буду настоящим художником» не работает. Учеба в Академии структурирует твое время определенным образом на конкретный период, но очень важно понимать, что ты художник, а не только студент, поэтому нужно прилагать усилия и получать результат уже сейчас. Разделения на «сейчас» и «потом» быть не должно, хотя в русском сознании оно присутствует.
Но что же все-таки делают студенты, закончив Академию? Выполняют отдельные коммерческие заказы или идут работать в бюро, не обязательно дизайнерское или архитектурное. Большинство пытаются организовать работу так, чтобы оставались силы на продолжение художественной практики. Например, мой знакомый работает не 40 часов в неделю, а 35. Это позволяет ему работать над своим художественным проектом, который постепенно развивается. Такая модель существования художника в современном мире считается абсолютно нормальной. Она даже пропагандируется в книгах о практической стороне арт-индустрии. Нужно понимать, что лишь незначительное количество художников живет от продаж своих работ. Чтобы у тебя появилась галерея, нужно работать и развиваться, а на это нужно время, но и счета никто не отменял.
При этом тема дневной работы табуирована: про нее не стоит распространяться. Нельзя на одном сайте размещать свои коммерческие и арт-проекты, их лучше выполнять под разными именами. В России, как мне кажется, ситуация еще жёстче: работать считается просто неприличным, ты превращаешься в любителя, а твое искусство — в хобби. Съемная квартира, временные подработки, неопределенность — атрибуты даже известных российских художников.
Такая правда жизни может показаться грустной. Ведь многие «уходят» в художники из пыльных офисов, как сказал Даниэль Рихтер, «чтобы не работать». Но если вы решили быть художником, для грусти нет причин. В мире достаточно возможностей, чтобы вам в этом помочь. Главное, верить в выбранный путь. Для себя я поняла, что профессия художника — это долгая карьера. Если хочется быстрых денег и успеха, то лучше заняться продажами, бизнесом или рекламой. Мне кажется, вопрос о состоятельности очень личный и стратегии достижения успеха тоже разные. Для меня учеба за рубежом — это одна из ступенек для развития. Более того, я считаю, что через нее должны пройти все молодые российские художники.
Материал подготовила Людмила Аношенкова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.
Людмила спасибо за обстоятельный рассказ. Академия меня уже давно интересует, но с позиции любителя истории искусства. В связи с этим к Вам вопрос — есть ли в ВУЗе факультет искусствоведения (магистр/бакалавр)? Чем занимаются на Art in Public Space и Performative Techniques?
Заранее благодарен, Илья (il-04@ya.ru)
Здравствуйте, Илья!
Что касается теории, то у Академии есть только магистерская учебная программа Master program in Critical Studies. Информацию можно посм. здесь: http://www.akbild.ac.at/portal_en/studies/study-programs/master-in-critical-studies/master-of-arts-in-critical-studies?set_language=en&cl=en
Она предполагает наличие степени бакалавра Австрийского или зарубежного вуза. Знаю, что программу хвалят) но подробностей не знаю.
Что касается второго вопроса про «Чем занимаются на Art in Public Space и Performative Techniques?» То могу сказать обще. Какаой бы класс не был, можно заниматься чем угодно. Тут зависит от профессора, чем он занимается. От этого зависит, что вы будете смотреть в классе, какие темы обсуждать и насколько компетентно сможет он сделать комментарий к вашей работе. Понятно, что Art in Pblic Space и Performative Techniques могут быть исполнены в любом медиа. На выставках студенты представляют и видео док. перформансов и видео и скульптуры и графику и тд. Конкретно на классах я не была, поэтому вам стоит просерчить профессоров данных факультетов. И посмотреть насколько близко вам то, что они делают.
Здравствуйте, Людмила!
Спасибо за то, что вы охотно делитесь информацией, может быть поможете и мне.
Моя дочь учится в венском университете музыки. Параллельно много рисует, делает авторские модели помещений (дома, висячие беседки и т.д) из дерева.
Более того под свои работы покрасила стены, потолок и мебель. Вобщем, работа проведена немалая и смотреть это все нужно в контексте, т.е на месте.
Подскажите пожалуйста, какие шаги можно сделать в этом направлении, кому можно показать, каким образом сделать, чтобы это увидели профессионалы и
услышать их мнение?
Заранее вам благодарна, Неля.
Здравствуйте, Людмила!
Спасибо Вам за ценную информацию и за то, что вы щедро делитесь ею. Моя дочь в этом году заканчивает Республиканский жудожественный колледж имени Бенькова по специальности художник театральных костюмов. Она не хочет получать высшее образование здесь в Узбекистане, потому что это потеря времени. Она очень мечтает учиться за границей. Я смотрела сайт и написала письмо в администрацию, возможно ли получение бесплатного или частично оплачиваемого образования в их университете. Они ответили, что нет. У меня есть небольшая сумма, но ее не хватит, конечно на весь курс обучения. Скажите, пожалуйста, а после электронного показа портфолио, если допустят на экзамен, надо будет ехать в Вену для собеседования? Или можно через Скайп? Заранее благодарю
Сайёра
Pschedezki,извиняюсь, не видела вашего вопроса. Но ответ, на ваш вопрос скорее будет такой: ваша дочь должна понять чего она хочет. Вот сделала она некую инсталляцию у себя дома, что дальше? Ведь точек приложения любой вещи множество. Если вы выставляете картину в галерее современного искусства, то ее будут рассматривать в его контексте. Если вы ту же картину продаете на художественном развале у ЦДХ — это другая история. Профессионалы то же разные бывают. Даже когда ты называешь себя художником, ты можешь при этом фотографировать, а можешь тарелочки палехой разукрашивать. Поэтому нужна определенность. И соответственно этому уже может быть участие в конкурсах или работа над участием в выставках, прохождение портфолио ревью или начало коммерческой деятельности и тп.
Здравствуйте, Сайёра! Плата за обучение в Академии €726.72 + 17,50 обязательный взнос в студенческий комитет. Вот уже второй семестр €726.72 можно вернуть подав заявку на социальный грант (заполнить анкету, указав причину, почему вы нуждаетесь в деньгах). Поэтому затраты на обучение — это затраты на проживание в Вене. Работу найти непросто, но если есть желание и знание языка — возможно. Работать можно 10 часов в неделю. Платят студентам 8–15 евро в час.
Насколько я знаю, присутствовать на втором этапе обязательно, так как формат не позволяет использовать Скайп. Ведь это не только частное собеседование с профессором, но и производство работы и краткая презентация перед жюри.
Людмила, здравствуйте.
хотелось бы, чтобы вы посмотрели и прокомментировали мою ситуацию.
молодой человек, в ближайшее время, хочет поступать в Академию. он живет в Москве, а с этого года я — непосредственно в Вене. какого формата, помимо классического академа, должны быть рисунки (работы)? может ли он, например, предоставить свои фотографии или нечто, что он сделал своими руками ? он сейчас заканчивает прикладной колледж в Москве, занимается резьбой. может ли он что-то из этого включить в портфолио ?
Людмила, здравствуйте.
хотелось бы, чтобы вы посмотрели и прокомментировали мою ситуацию. если вас не затруднит.
Мой молодой человек, в ближайшее время, хочет поступать в Академию. он живет в Москве, а с этого года я — непосредственно, в Вене. какого формата, помимо классического академа, должны быть рисунки (работы)? может ли он, например, предоставить свои фотографии или нечто, что он сделал своими руками ? он сейчас заканчивает прикладной колледж в Москве, занимается резьбой. может ли он что-то из этого включить в портфолио ?
и если вам не сложно, есть ли какой-нибудь образец работ, по которым уже точно примут в академию ?
и по поводу суммы. я много читала, и на некоторых сайтах вообще указано 400 евро. но есть и 700. вы вообще говорите, что около 730. какая точная сумма ? и что за взнос 17 евро каждый месяц ? это помимо основной оплаты за обучение ?
[…] прикладного искусства MAK. Этот вуз не так известен, как Венская Академия художеств, но в Австрии некоторые говорят, что это лучшее место […]
Здраствуйте, спасибо Вам за информацию! Можно ли у вас кое-что узнать?Хочу отправить портфолио на 2015–2016 уч.год. Закончила я худ. колледж и работы у меня в основном реалистического характера, ориентированные на Репинку. Имеет ли смысл отправлять такие работы? На openspace.ru читала что такие работы как «красная тряпка» для европейских вузов.
Людмила, здравствуйте,
очень благодарна за информацию о Вашем опыте в Венской Академии! 🙂
Я хочу изучать фотографию, но не могу разобраться, что к чему.
На сайте академии есть раздел «Institute», я выбрала «Bildende Kunst», и далее есть раздел «Fachbereiche» — и в нем я выбрала «Kunst und Fotografie». Подскажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что это — факультет, и я могу подать на него документы? Мне немного сложно разобраться в системе образования в академии, может, это просто класс, который студенты будут изучать?
Также сбивает с толку один момент — я загрузила учебный план для института «Bildende Kunst», но именно для факультетов учебных планов я не увидела. Так вот, в учебном плане очень много всего, например, абстрактная живопись и скульптура. То есть, если учиться на «Фотография и искусство», прийдется изучать и сдавать экзамены по этим предметам? Вы знаете, так ли это? Хочу учиться именно в этой академии, но я не сильна в искусстве, только в фотографии. или, может, это выборочные дисциплины (надеюсь:-)))))) ).
И, какой у Вас был уровень языка при поступлении?
Подскажите пож есть ли в венской академии художеств факультет дизайна? А куда еще можно поступить на дизайн в Австрии?
Людмила,добрый день. Ваша информация очень полезна для желающих учиться в Вене. У меня тоже есть вопрос. Моя дочь ищет факультеты графического дизайна или фото. Мы нашли на сайте, что в феврале будут экзамены. Показ портфолио и если понравится то дальше. Но информация о цене обучения и на каком языке можно учиться мы не нашли. Помогите.…может есть ссылки. Спасибо. Ждем ответа.
Здравствуйте, Людмила. Может вы что-нибудь знаете о программах обмена в венской академии? Я учусь на кафедре станковой графики в Академии Штиглица и ищу хорошую школу в Европе, куда можно было бы определиться на семестр)
Скажите пожалуйста какие там есть факультеты
[…] искусства типа «Голдсмитс», чем даже с какой-нибудь Венской академии художеств. Но тем и сильнее диссонанс, который испытываешь, […]