Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Непреодолимый периметр

339        4       
02.05.13    ТЕКСТ: 
perimetr minimalnoe-01

Само по себе помещение московского «Электрозавода», закуток которого не так давно по инициативе художников превратился в выставочную площадку «Периметр», впечатляет. Построенный еще в 1920-х годах прошлого века, завод уже не выполняет прежних функций — производство ликвидировано, а площади сданы в аренду. Однако высоченные потолки, запутанные многометровые коридоры по-прежнему поддерживают ощущение разницы в масштабах: тебя, такого маленького посетителя, и огромной, безвременно заснувшей махины производства. В общем, путешествие до нужной комнаты — «Периметра» — уже становится отдельным впечатлением.

На прошлой неделе здесь открылся проект «Минимальное отдаление» группы художников-единомышленников, проект на площадке уже третий. В нем приняли участие художники Павел Гришин, Леонид Ларионов, Елена Мартыненко, Владимир Потапов, Альберт Cолдатов, Наталья Тимофеева, Дмитрий Филиппов и Олег Фролов.

Квадратная комната встречает зрителя большими окнами — единственным напоминанием о реальности за длинными коридорами. Справа от входа основное пространство занимает глухой фанерный куб высотой раза в полтора больше человеческого роста. На одном из окон висит экран с проекцией некоего помещения, оно снято сверху, там явно ничего не происходят, только слабо различаются некие объекты. Чуть позже понимаешь, что проекция — это съемка того, что внутри фанерного куба. Избушка без окон и дверей, а еще и без крыши, — это и есть пространство выставки. Попасть в него можно только сверху, но попытаться это сделать никому из зрителей не приходило в голову. На то есть свои причины: посмотреть содержание выставки можно на страничке пространства в Facebook с собственного мобильного устройства или попросить о подробном рассказе одного из художников, который курсирует в толпе отдыхающих и демонстрирует картинки на планшете. Атмосфера напоминает некую модную вечеринку в заводских лофтах, где для галочки через проектор воспроизводится подобие видеоарта, а пришедшие обсуждают личные новости, непременно подключая в качестве помощника какой-нибудь гаджет.

Художники в аннотации ссылаются на проблему представления вещей в социальных сетях, виртуализацию жизни: посещение вернисажа в половине случаев теперь заменяется просмотром фото-отчета в Facebook. На картинках — восемь работ восьми художников, формально все о том же — об информационных потоках, власти медиа, власти образа. Холст Владимира Потапова (вернее же, фанера с изображением маслом) с содранным слоем прямо посередине напоминает о вещественности картины; «односторонняя» дверь Леонида Ларионова — несмотря на множество возможных интерпретаций, все-таки «обманка»; двухмерный макет выставки в рисунке Павла Гришина — бесконечность отражений в замкнутом пространстве; разбитое стекло в рамке Натальи Тимофеевой складывается в рисунок, часть из которого — высушенные контактные линзы. Дмитрий Филиппов прожег силовым кабелем девять никак не связанных между собой фотографий, создав образ информационного напряжения; Альберт Солдатов сделал скульптуру из желе — наглядную визуализацию данных о популярности разных социальных сетей; Елена Мартыненко в такой же осязаемый объект превратила ключевые кнопочки современных коммуникаторов; Олег Фролов скопировал форму скульптур Бранкузи, заполнив плоскости фотографиями ныне живущих художников-суперзвезд.

Чуть больше десяти лет назад — в 1992 году — в галерее «Риджина» состоялся последний проект из серии «Анималистических проектов» под названием «Пятачок раздает подарки». Авторами формально значились «Пятачок и Николай», но задумка, как известно, принадлежала художнику, а на тот момент еще куратору Олегу Кулику, пока не известному образом собаки. Пространство галереи разделялось фальшь-стеной: в одной половине были зрители, в другой — главные герои мероприятия, Пятачок и Николай. Пятачок — поросенок с местного рынка, Николай — мясник. Мясник заколол и разделал поросенка — вот и все действие акции. Однако зрители могли видеть происходящее только на небольшом экране на фальшь-стене, где воспроизводилась вроде бы прямая трансляция происходящего за ней, слышать звук — вроде бы реальный, но кто его знает, чувствовать запах паленой шерсти — тоже нет гарантии, что настоящий. Физическим реальным объектом, которого смогли коснуться зрители на выставке, был кусок парного мяса — его выдавали каждому в конце действа через специальное отверстие в стене.

Об этой акции сложно не вспомнить, оказавшись уже в году 2013 в «Периметре». Все то же: закрытое помещение, проекция, зрители. Прибавился только Facebook. И внутри закрытого бокса — уже искусство, непосредственный арт-процесс, а не случайное (на первый взгляд) событие. Раньше, чтобы увидеть событие, приходилось все-таки куда-то идти и смотреть; сегодня это уже не обязательно, увидеть можно все, не делая никаких лишних действий, единственное, что в таком случае упускается — это общение. Судя по размышлениям художников в аннотации, и это скоро не будет проблемой, ведь насущный предмет загадок — пресловутая виртуализация, которая как гроза, судя по проекту, не управляема. Поглотит она всех или нет, следовать за ней или бунтовать — главный предмет размышлений.

Электрозавод, замкнутый бокс, толпа зрителей на вернисаже — кажется, что сила впечатления несоразмерна транслируемой идее. Высказывание о власти медиа-образов будто заменило собой нечто большее, что должно было быть на его месте. Художник, в прошлом борец за обнаружение действительности, оказывается у образности на поводу: он так же, как и маркетологи, специалисты по продвижению в социальных сетях и медиа-менеджеры с упоением погружаются в фокусы виртуальности, теряя освобождающий импульс искусства, играясь с данными и потоками информации наравне с другими. Искусство здесь уже не средство от обманок медиа-реальности, а инструмент их создания. Произведение, являя само по себе образ, еще и ставит между собой и зрителем перегородку в виде бесконечной чреды бессмысленных образов самого себя.

Пришедший зритель — заведомо неудачник, лишенный права смотреть и интерпретировать, самому выбирать точку зрения. Художник — такая же жертва медиа. Производство ликвидировано, площади сданы в аренду, а замкнутый периметр власти образов, кажется, непреодолим.

Материал подготовила Ольга Данилкина

Фотографии выставки из альбома пространства «Периметр» на странице в Facebook

Также вы можете посмотреть видео с выставки.

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.