Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Симбиоз Art Space Event

378        1       
29.05.13    ТЕКСТ:  и
artspaceevent03

«Загнивают международные ярмарки, галерея как форма отпадает», — заключила не так давно Елена Селина, основатель галереи XL и XL Projects, в интервью Aroundart. В минувшие выходные в большом выставочном зале московского Artplay прошло мероприятие под названием Art Space Event: семнадцать галерей из Москвы и Петербурга, скромные, по комментариям участников, продажи, но на удивление дружелюбная атмосфера. Заявленное как «событие нового формата», оно на первый взгляд казалось ярмаркой, но организаторы настаивали на том, чтобы это слово к ним не применялось. О том, как родился Art Space Event, почему это не ярмарка и актуально ли еще понятие «художники галереи» Aroundart поговорил с двумя участниками инициативной группы мероприятия — основателями галереи «Культпроект» Юлией Манусевич и Ириной Солнцевой. А кроме того — попросил рассказать о впечатлениях самих участников.

Ольга Данилкина: Как и у кого родилась идея этой ярмарки?

Юлия Манусевич: Я бы не хотела употреблять слово «ярмарка». Когда мы затевали это мероприятие, мы встретились с Катей Ираги (галерея Iragui) и она сказала довольно красивую фразу: «В Москве очень мало ивэнтов», то есть, событий. Событие — это очень привлекательно. Мы стали обсуждать, что же это за формат ивэнта, и у нас сразу возникали эти слова. Сначала art как «искусство», потом мы поняли, что без пространства (space) ничего невозможно. Любую выставку в нашей галерее мы пытаемся выстроить экспозиционно, это важно для нас по многим причинам, в том числе, потому что я по профессии архитектор, хорошо понимаю именно пространственное искусство. Возник симбиоз — art space event, на слух нам показалось очень гармонично. Слово «ярмарка» не прозвучало ни разу. Для нас это мероприятие — способ реализовать в новом пространстве наши представления о том, как можно галереям вместе собраться, выступить на равных условиях, продемонстрировать не только любовь к искусству, но и хорошие межличностные отношения.

Ирина Солнцева: Именно плохо налаженная на данный момент коммуникация между галереями стала одним из поводов для мероприятия. Мы хотим, чтобы эти отношения стали более открытыми.

ЮМ: Все силы мы вкладывали именно в осуществление этого идеала, пусть и такого крошечного: три дня и одна площадка. Площадка, кстати, сложная для того, чтобы всех равно представить, но именно это и помогло сразу определиться с идеей — сделать общий проект. Было много технических сложностей с монтажом, на который не хватало времени, нельзя было строить больших конструкций. Возможно, эти ограничения наоборот способствовали большему развитию творческой мысли. Мы решили сделать единый проект, выставку в форме тотальной инсталляции. Я позвонила своему однокурснику Василию Щетинину, который долгие годы работал на фестивале «Архстояние», и он тут же загорелся этой идеей, подхватил наши наработки и дальше их развил. В центре зала мы даже повесили его кинетический мобиль из коллекции Московского музея современного искусства.

ИС: Его конструкция напоминает крылья, которые захватывают пространство.

ЮМ: Нам не хотелось разделять всех участников по коморкам, поэтому получилась концентрическая структура висящих баннеров. В центре для каждой галереи отвели светящийся призматический модуль, на который можно положить свои материалы. Идея состояла в том, что всем можно находиться в этой центральной части, всем вместе. Это довольно сложная конструкция для монтажа произведений искусства: нельзя повесить тяжелые вещи, мало опорных точек на полу. Но в результате должно создаваться впечатление парящей в воздухе конструкции, ощущение воздуха, легкости, дыхания. Чтобы всем было удобно, у всех общие развесчики, общие этикетки для целостного вида. Подготовили буклет, запустили временный сайт. Для нас это эксперимент, но в то же время я чувствую колоссальную ответственность.

ОД: Как шла коммуникация с другими галереями? Как удалось всех совместить в одном пространстве?

ЮМ: Задумка была сделать дружественное мероприятие. Мы сами думали, кого можем позвать, звали, почти все соглашались — отказал только один человек в силу общей загруженности галереи на тот момент. Потом кто-то узнавал от уже приглашенных, звонил нам. Вначале нам даже пришлось отказывать, потому что пространство небольшое, не все могли поместиться.

ИС: Было несколько предварительных встреч, на которых сначала присутствовали только представители галерей, а потом и руководители. Когда все собрались, оказалось, что галеристы все-таки готовы к диалогу. Ситуация в этом городе меняется и люди готовы открываться, общаться, выстраивать отношения. Будем надеяться, что это не последний раз, а только пилотный проект.

ЮМ: Задача в том, чтобы эта открытая система провоцировала каждого галериста не только концентрироваться на своей галерее, но и показывать гостям всю экспозицию и представленный в ней срез современного искусства. Это важная задача популяризации отечественного искусства в глазах наших гостей. Это уже не позиция галереи «Я выставляю все самое лучшее», а демонстрация еще и того культурного контекста, в котором галерея представляется. Мы все находимся в едином поле и не надо размежевываться, каждый может показать экспозицию другой галереи, я с удовольствием буду показывать нашим гостям все то, что, на мой взгляд, интересно, важно и ценно.

ИС: Люди все выступали на равных, даже места мы распределяли по жребию. Некоторые галеристы настояли, чтобы цены были у всех написаны на этикетках. Все прозрачно, никаких подводных камней.

ОД: Уже почти год идут разговоры о том, что галереям нужно создать свое профессиональное объединение. Ваш проект как-то связан с этой инициативой?

ИС: Нет, это произошло параллельно. Видимо, сейчас в галерейной среде появилось общее направление, схожий ход мысли у людей, поэтому происходят такие пересечения. Думаю, что это должно вырасти во что-то мощное. Хватит разъединяться, давайте объединяться!

ОД: Кстати, об объединении: в списке участников есть галереи, чей состав художников пересекается. Как они разбирались с этим?

ИС: Сейчас, как нам кажется, один художник не может принадлежать одной галерее, поэтому мы и пропагандируем в рамках мероприятия политику открытых цен, коммуникаций. Нам кажется, что у галереи могут быть свои индивидуальные проекты, но художники в них вполне могут пересекаться.

ЮМ: Я думаю, что это дискуссионный вопрос, и далеко не все придерживаются наших взглядов. Наша персональная позиция такова: если у галереи нет официального контракта с художником и она не поддерживает его на протяжении всей жизни, а делает это периодически, то довольно странно с ее стороны претендовать на все творчество автора. Для нас это неприемлемо, у нас нет «художников галереи», у нас есть свой круг художников, с которыми мы работаем, и он то расширяется, то сужается в зависимости от проекта. Если мы замкнемся на понятии «художники галереи», мы не будем сами развиваться — нам это неинтересно. Нам интересно создавать новые продукты, новые проекты, новые трактовки. Уже на следующий год мы спланировали три проекта, которые объединяют огромное количество людей. Хотелось бы, конечно, чтобы между галеристами было прозрачное понимание этой ситуации.

У нас есть координатор проекта Art Space Event Елена Яичникова. Сначала мы думали пригласить ее в качестве куратора, и тогда не было бы этих пересечений, задачей стало бы показать целиком максимально широкий охват ситуации. Но в процессе работы мы поняли, что это нереально: сделать кураторский проект в такие сроки и с таким количеством галерей из двух городов на данный момент нам не по силам.

ОД: К вопросу о том, может ли галерея претендовать на художника — все это упирается в продажи и финансовую состоятельность галереи. «Культпроект» уже почти год как делает цикл выставок петербургского искусства — казалось бы, вещь совсем некоммерческая. Каков у вас формат галереи? Она является самоокупаемым предприятием?

ИС: В нашей ситуации говорить об окупаемости практически невозможно — мы это осознавали, но важнее для нас был скорее не финансовый интерес.

ЮМ: Мы были со-кураторами этого цикла выставок, много ездили, общались и понимали, о чем речь. Каждая выставка создавалась впервые. Может быть, и для самих питерских художников результат иногда оказывался очень неожиданным. Несколько раз было даже так, что на одной выставке сталкивались художники, которые не знали ранее друг о друге ничего. Для нас самих это было прикосновение к подлинной, очень искренней и непростой жизни петербургских художников. В завершение цикла мы очень хотели сделать книжку, ведь аналогичной нет, а это был бы и вклад в отечественное искусствоведение, но пока не нашли спонсора. Периодически мы выходим на музейные площадки (5 июня открывается выставка «Боккаччо. Декамерон. 10 х 10» в Государственном литературном музее). Музей накладывает свои ограничения и это очень интересный опыт, ведь там мы можем показывать совсем некоммерческих художников и мы готовы прикладывать для этого максимальные усилия. Это каждый раз уникальный проект, от которого, может быть, потом ничего не остается, но это такое вдохновение: видеть, как художник раскрывается, и участвовать в этом.

ИС: Галерея интересна не только когда все упирается в коммерцию. В начале июня откроется выставка, завершающие цикл петербургского проекта, на осень у нас уже запланированы еще три новых выставки на разные темы, коллективные. Одна из них — под рабочим названием «Санкт-петербургские художники глазами «Культпроекта»».

ЮМ: Мы видим приятные результаты своих вложений: работы Ольги Булгаковой с нашей выставки сейчас висят в экспозиции Третьяковской галереи, а Татьяна Баданина везет инсталляцию, показанную у нас, на Венецианскую биеннале, из наших стен инсталляция Петра Белого уехала на выставку «Премии Кандинского» в Барселону.

ОД: Возвращаясь к ивэнту: на каких условиях в результате участвует каждая галерея — финансово и организационно?

ИС: Все вносили равные крошечные взносы, которые пошли на монтаж, музыку, дизайн экспозиции и т. д. Это никого не обременило, даже наоборот: некоторые были готовы сделать своими силами что-то дополнительно, например, рекламу. Нам во много помог Artplay, дав площадку бесплатно, они значатся как со-организаторы. Без них вообще ничего бы не произошло, спасибо Алине Сапрыкиной. Все основано на людях, которые к чему-то открыты, и это эксперимент для всех.

ОД: С практической точки зрения: кого вы приглашали в качестве потенциальных покупателей?

ИС: Два дня работы и выставка, и все мероприятия, круглые столы открыты для всех и бесплатны. По поводу приглашений мы решили, что каждый должен положиться сам на себя, оповестить свои базы покупателей и журналистов.

ОД: Мне за неделю пришло как минимум пять писем о событии от разных галерей.

ЮМ: Значит, это работает и все стараются.

artspace-26

Ксения Подойницына, «Галерея 21»:

В первую очередь хочу сказать спасибо Кате Ираги за ее инициативу, так как проект удался. Нам удалось привлечь внимание новых коллекционеров, мы продали работу Сергея Лоцманова и Ильи Долгова, также есть резерв еще на две работы. Формат мероприятия очень интересен, так как не требует большого вложения денег и времени (со стороны организаторов), точнее не так много, как на обычной ярмарке. Пространство ярмарки не довлело, работы окружали зрителей со всех сторон благодаря удачной экспозиции (спасибо Лене Яичниковой). Данный формат точно не альтернатива выставкам, так как на ярмарке мы не вкладываем глубинного смысла в экспозицию стенда. Данный формат ярмарки уже существует на западе, а в России может стать отличным инструментом для привлечения еще большего интереса к современному искусству.

Катрин Борисов, арт-директор галереи RuArts:

Галерея RuArts с удовольствием приняла предложение поучаствовать в Art Space Event и, в целом, довольна мероприятием. К сожалению, ярмарка не получила серьезного резонанса среди коллекционеров и возможных покупателей, но мы понимаем, что это первый подобный опыт и в следующий раз сделаем больший акцент на пиаре мероприятия. К нашему большому сожалению, мы не продали ничего со стенда. На мой взгляд, этот формат не должен быть заменой ни выставкам, ни ярмаркам, а должен развиваться как галерейный weekend с частотой проведения два раза в год, например.

Марина Бобылева, сотрудник галереи «Триумф»:

Для нашей галереи Art Space Event — это «было и прошло». Гораздо важнее была выставка «Сопромат», которую мы открывали в тот же вечер на Artplay, но именно поэтому не участвовать в коллективной ярмарке было бы странным. Продать нам ничего не удалось, хотя эта инициатива сама по себе положительная, но, возможно, необходимо было выстраивать по ней другую коммуникацию. Надеемся, что дальше эти мероприятия будут более мощными. А сейчас и судить о результатах, к сожалению, трудно.

Ольга Иноземцева, координатор «Восточной галереи»:

Продать ничего не удалось, но полезным считаем то, что появились люди, заинтересованные в том, чтобы посетить нашу галерею. Таким образом, мы надеемся расширить круг клиентов и друзей галереи. Формат мероприятия представляется оригинальным, перспективным и надеемся на дальнейшее свое участие в подобных событиях. Альтернативой обычным галерейным выставкам такое мероприятие стать не может. Мы рассматриваем это событие с точки зрения расширения разнообразия художественной жизни.

Сергей Попов, галерея pop/off/art:

Мероприятие безуспешное. Прямых продаж не было, только переговоры, причем в основном с коллекционерами, дружественными галерее. Конечно, это не ярмарка в привычном смысле слова. Скорее, коллективное напоминание галерей о себе, о своих коммерческих задачах и обязанностях. Что тоже само по себе неплохо, но обычно подобный формат в мире рассчитан на энтузиазм целевой аудитории, который в данном случае отсутствовал. Галеристы развлекали себя сами. Такой формат может представлять собой альтернативу традиционным ярмаркам, но альтернатива хороша только когда она себя оправдывает, когда она порождает новые отношения, позволяет выйти на новый уровень, образует прорыв в обыденном расписании выставок. В данном случае этого не произошло. Что ж, будем ждать профессионалов, которые смогут реорганизовать привычный формат ярмарки в московских условиях или инициировать новый, оригинальный ход. Что касается продолжения Art Space Event, не думаю, что оно последует, но из этого могло бы вырасти что-то новое, необходимое, например, сентябрьский art-weekend галерей, подобный тем, что проходит в европейских мегаполисах. Нашему сообществу не помешает интерес более широкой аудитории, на который, в свою очередь, галереи были бы готовы ответить просвещением в сфере потребления искусства. И ничего зазорного в поддержке подобной инициативы городским правительством, например, я не вижу – у нас же звучат лозунги помощи малому бизнесу. Тем более в критические для этого бизнеса времена.

Материал подготовили Ольга Данилкина и Елена Ищенко

artspaceevent13

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.