Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Сергей Каменной: «Марат не думает о возможной цензуре и всегда бьется, отстаивая художников»

452        0       
25.06.13    ТЕКСТ: 
Сергей Каменной, Российское барокко, вид экспозиции, Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2013 // Фото предоставлено Сергеем Каменным

Сергей Каменной, Российское барокко, вид экспозиции, Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2013 // Фото предоставлено Сергеем Каменным

Работы украинского художника Сергея Каменного, живущего и работающего во Франции, неожиданно оказались в центре скандала вокруг фестиваля «Белые ночи» в Перми. AroundArt напоминает, что недавно Марат Гельман был уволен с поста директора Пермского Музея современного искусства PERMM, поводом чему послужил скандал вокруг трех выставок, снятых по указанию властей. Среди них: «Велком! Сочи-2014» Василия Слонова, «Российское барокко» Сергея Каменного и экспозиции израильских художников из группы «Новый Барбизон». Несмотря на решение властей, Гельман повторно открыл выставки у себя в музее. Официальной причиной увольнения называют проверку бюджетов фестиваля «Белые ночи».  

Юлия Гарбузова: Сергей, расскажи немного о себе и как ты начал работать с Маратом Гельманом.

Сергей Каменной: До моей жизни во Франции я занимался станковой графикой и, хотя постоянно посещал выставки и ярмарки современного искусства в России, оставался к нему равнодушен. Я точно помню момент, когда захотел этим заниматься — после первого посещения ярмарки FIAC в Париже. Там даже российские галереи, которые я много раз видел на ярмарке «Арт-Москва» и которые меня не трогали, смотрелись очень органично и свежо в европейском контексте.

Я, как и в свое время Марат, занялся самообразованием. Для начала полностью перечитал весь его ЖЖ, начиная с самого первого поста. Многие размышления Гельмана по поводу арт-сообщества и роли художника были для меня открытием, хотя я всю жизнь профессионально занимался искусством и имел за плечами 13 лет художественного образования. Я не делаю работы под тему выставки, а предлагаю готовые, если только тема подходит. В 2008 году мой проект «Тонкая линия» попал в список номинантов на премию Кандинского. Приятно, что это свободный конкурс, чего, кстати, нет во Франции. Здесь тебя должна обязательно представлять галерея: и для премии Марселя Дюшана и для премии премии Canson.

В первый раз я выставился в Перми в 2010 году. Однажды я прочитал у Марата в Твиттере, что готовится Пермская Биеннале графики. Вместе с ассоциацией «Ар Антемпорель» (L’Art Intemporel), мы подали заявку на участие. Это группа, состоящая из русских и французских художников, объединенная общей проблематикой переосмысления работ старых мастеров. Проект утвердили практически в полном составе. Хочу отметить, что организация биеннале была на очень высоком уровне. Все расходы на дорогу, питание, проживание и материалы взял на себя музей. Тогда я впервые окунулся в замечательную атмосферу музейного сообщества. После я принял участие в таких проектах Марата, как «Родина», «Анонимус», и фестивале «Белые ночи в Перми». Были и другие планы сотрудничества.

ЮГ: В рамках фестиваля «Белые ночи» ты представил проект «Российское барокко», в котором ты используешь фотографии с Болотной площади. Он был сделан специально для фестиваля?

СК: Этот проект я начал еще в 2010 году под впечатлением фотографий с протестных акций оппозиции блогера Ильи Варламова. В этом проекте я решил по-своему переосмыслить этот визуальный материал. В этих фотографиях меня поразили невероятные ракурсы, под которыми были представлены демонстранты, они как будто парили в воздухе и напоминали героев барочных композиций, вообще-то призванных прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви. Но в данном проекте акценты смещены в сторону главных героев — жертв полицейского произвола. Вообще у меня все проекты рождаются от визуального толчка. Например, для проекта «Родина» я представил работу под названием «Доска Почета», посвященную гастарбайтерам всего мира. Появился он так: однажды мой мастер-штукатур во Франции бросил после работы свою засохшую затирочную доску, и она настолько меня поразила сходством со смазанным газетным отпечатком, что тут же родился проект. Каждая доска представляет из себя портрет гастарбайтера, я решил выставить их все вместе, получилось что-то среднее между доской почета и иконостасом. Я вижу особую красоту в орудиях труда и продолжаю работать над этой темой, собирая старые доски для нарезки хлеба, использованную наждачную бумагу…

Сергей Каменной, Российское барокко, фрагменты серии, Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2013

ЮГ: Так есть ли в твоих работах политический аспект? В своем интервью для радио «Свобода» Марат Гельман говорит о том, что не понимает причины закрытия твоей выставки, так как она абсолютно аполитична и показывает скорее эстетические поиски . 

СК: Для меня было открытием то, что сказал Марат. Если в моих работах я уделяю внимание эстетике, это не значит, что они аполитичны. Я задумывал « Российское Барокко» как политический проект, в котором хотел отразить образ современной России. Но мне понравилось это заявление. Значит, работа считывается не прямолинейно, не однозначно.

ЮГ: Как Марат отбирает работы? 

СК: Мне кажется, по принципу «торкает или нет». Интересно, что в свое время, когда я представил ему свое портфолио, он никак не отреагировал на «Российское Барокко», а сейчас его активно защищает. Мне нравится, что он абсолютно не думает о возможной цензуре и всегда бьется, отстаивая художников, за которых поручился.

ЮГ: По сравнению с 2010 годом, была ли разница в организации мероприятия? 

СК: Каждый раз я восхищаюсь слаженностью и самоотверженностью работы пермской музейной команды – начиная с маляров стен и развесчиков работ и заканчивая Маратом. Конечно, в этот раз было больше напряжения. При новом губернаторе ему нужно было доказать, что проект «Белые Ночи» нужен городу, так как стоял вопрос об отмене фестиваля. Марат говорил, что решилось все в этот раз поздно и было очень мало времени подготовку. Многое из задуманного не удалось воплотить. Например, планировалось привезти 10–12 французских художников, но из-за коротких сроков и транспортных проблем получилось выставить только троих. Пермь остается достаточно замкнутым пространством и организовать в нем международную выставку не просто. Еще совсем недавно даже с авиаперелетами были проблемы, из Уфы в Пермь через Москву надо было лететь…

ЮГ: Когда ты был в Перми, было ли предчувствие того, что выставку могут закрыть? В чем ты видишь причину происходящего? 

СК: Предчувствия не было, абсолютно. Кроме того, сочинский проект Слонова, к которому больше всего претензий, уже был месяц назад выставлен в рамках другой выставки Марата на «Винзаводе» в Москве. Ни слова никто не сказал, те же фотографии висели в ЖЖ, те же работы были опубликованы. Мне кажется правдоподобной версия, высказанная Гельманом, что таким образом за что-то отомстили Басаргину.

ЮГ: Как прошло открытие Белых Ночей? 

СК: Было ощущение праздника. Не было ни малейшего намека, что что-то может случиться. 

ЮГ: Как ты узнал о закрытии выставки? 

СК: Я уже вернулся во Францию, когда из музея написали, что мои работы сняты, а зал закрыт на решетку. В результате, выставку переместили в музей на самый верхний этаж, Слонова — в боковой корпус, а проект из Израиля — даже не знаю, куда.

Василий Слонов, Велком! Сочи-2014, вид экспозиции, Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2013 // Фото: Культурный альянс

ЮГ: Что дальше будет с твоими работами? 

СК: До пятницы выставка была открыта для посещения — это последний день Марата в кресле директора, а что будет дальше, непонятно. Басаргин сказал, что фестиваль на следующий год будет продолжен, но в новом формате — менее агрессивном и вызывающем. Что он под этим подразумевает, я не знаю. Грань между настоящим искусством и подделкой очень тонкая. К сожалению, будет легко подсунуть неподготовленной публике какой-нибудь суррогат. Кстати, на основной площадке было выставлено и современное, и народное искусство, и мне показалось, что народ не очень различал где какое.

ЮГ: Будешь ли ты продолжать сотрудничать с Пермским музеем без Гельмана? 

СК: Марат сказал, что надеется помогать новому директору. Так что если музей продолжит с ним сотрудничество, а он меня пригласит, тогда — да. Ведь он пострадал в том числе из-за моих работ. 

ЮГ: Остальные художники «Белых Ночей» также солидарны с Гельманом? 

СК: Например, краснодарская художница Лусинэ Джанян потребовала снять свои работы с выставки «Искусство против географии» в знак протеста против увольнения Гельмана. Про остальных пока не знаю. Я тоже готов броситься на защиту Марата, если потребуется помощь. Но я думаю, что ему эта защита пока не нужна. Он очень сильный человек и я уверен, что все у него будет хорошо. Для меня это пример не конъюнктурщика, а человека с четкой жизненной позицией, принципиального директора музея и куратора. Он всегда поддерживал художников, у которых возникали проблемы в связи с их выставками. Независимо от личных отношений с ними. Он поддержал Pussy Riot, Авдея Тер-Оганьяна, когда у того возникли проблемы с экспонированием работ в Лувре, Григория Ющенко . В офисe его галереи в Москве висела табличка «Художник всегда прав». К сожалению, общество его часто не правильно понимает. Скандал с Чичкановской обезьяной — тому пример. Марат выставил в своей галерее обезьянку в военной форме с медалями. Но эта обезьянка в том же самом костюме ходила раньше по Арбату с хозяином, который предлагал с ней сфотографироваться. Почему нет претензий к фотографу? Проект Ильи Чичкана — это критика, а не прославление этого явления.

ЮГ:  Прошедшие события с закрытием выставки как-нибудь повлияют на твое творчество? Станет ли в нем больше политики? 

СК: Я не ищу политических сюжетов специально. У меня готовых идей и эскизов накопилось на 15 лет вперед. Так что закрытие выставки на мое творчество никак не повлияет.

Материал подготовила Юлия Гарбузова

Василий Слонов, Велком! Сочи-2014, вид экспозиции, Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2013 // Фото: Культурный альянс

Василий Слонов, Велком! Сочи-2014, вид экспозиции, Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2013 // Фото: Культурный альянс

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.