С 1 по 14 августа в Ростове-на-Дону в первый раз прошел фестиваль современного искусства «Территория совместных действий». Один из его кураторов, молодой художник Лейли Асланова рассказывает об опыте организации такого мероприятия в регионах.
В феврале 2013 года от ростовской галереи 16th LINE мне поступило предложение выступить в качестве со-куратора фестиваля современного искусства, который должен был состояться в августе этого года. К тому моменту галерея на своем счету имела уже два фестиваля: один, посвященный видеоарту — MOVE YOUR LINE в 2011 году, и уличному искусству — «Макаронная фабрика» в 2012. Последним была открыта новая дочерняя площадка галереи — арт-центр MAKARONKA. Основателем галереи является Евгений Самойлов — человек из бизнеса, который испытывает неподдельный интерес к искусству, что доказывает тот удивительный факт, что он «несколько лет по три раза в неделю летал в Москву на лекции по искусствоведению». Пожалуй, только работу 16th LINE в направлении комплексной презентации современного искусства с лекциями, творческими встречами, выставками, мастер-классами в Ростове-на-Дону можно определить как стабильную, в то время, как другие попытки, такие как, например, Южно-Российская биеннале или другие более симпатичные проекты, к сожалению, в результате своем оказались одноразовым опытом.
После некоторых раздумий предложение было мной принято с условием включить в фестиваль выставочный зал на территории центра креативной экономики CreativeSpace.PRO, которым я занимаюсь уже три года. В марте я познакомилась с со-куратором фестиваля и постоянным куратором галереи Марией Сигутиной. Знакомство с Сигутиной, как, впрочем, и все остальное общение по фестивалю, происходили виртуально, так как ее работа в настоящем требует высокой мобильности. Подобный режим совместной работы стал интересным, но изнурительным опытом, так как, когда она была в Австралии, мы созванивались каждый день по скайпу в 8 утра на протяжении полутора месяцев; когда же Мария переехала в Бельгию, наше общение перенеслось на время ближе к часу ночи; в период ее пребывания в Москве уже везло созваниваться днем и ей удалось пару раз вырваться в Ростов для коротких встреч.
Экспозиция на территории арт-центра MAKARONKA // Фото: Юрий Вернигоров
Тему «объединения в сообщество» для фестиваля нам удалось сформулировать сразу: она родилась из нашего брифа, где была озвучена идея «пространства для жизни» в измерениях связей настоящего, прошлого и будущего — идея города и его реинтерпретация средствами современного искусства. Название «Территория совместных действий» мы заимствовали у студента направления «брендинг» Британской Высшей Школы Дизайна Альберта Урчукова, который является одним из авторов многофункционального культурного центра «Территория Совместных действий ИСКРА» — этот проект для города Новошахтинск Ростовской области был разработан и представлен в рамках фестиваля.
Работу с художниками между собой мы условно разделили: я занималась молодыми российскими художниками, Сигутина — зарубежными. Хотя все же я пригласила участвовать в фестивале художников из Украины, Чехии и Германии, а Мария, в свою очередь, привлекла очень важных для «Территории совместных действий» арт-группу «Город Устинов» из Ижевска.
История, которая легла в основу центрального проекта фестиваля «Территория совместных действий», развивалась в ходе общения с художниками-участниками. Их открытость, например, вдохновила нас сделать ее принципом всего фестиваля. Мы объявили, что открыты к расширению программы в случае предложений, соответствующих заявленной теме. Так появились видеоработа «Манифест художника», в которой студенты первого и второго набора московского института «БАЗА» транслируют свои художественные позиции, и идея повторить кураторский эксперимент Уолтера Хоппса «36 часов» в стенах CreativeSpace.PRO, где каждый желающий в отведенное время мог принести на выставку все, что на его взгляд определяет искусство, даже не будучи художником. В день российской премьеры — 11 августа — был организован показ документального фильма «Паша 183» и состоялась параллельная музыкальная программа Futurise, куратором которой выступил Илья Пучеглазов.
Из общения с художниками также стало очевидным значение экзистенциального мотива в желании преобразовать окружающую среду. Поэтому наряду с активистским делом Партизанинга (Игорь Поносов, Москва) и Саши Курмаза (Киев), где в прямом действии идет бескомпромиссная борьба за город, в центральной выставке находят свое место художественные работы об ощущениях связи с родиной, переживаниях миграции и конфликта реальности и человеческих иллюзий в работах Татьяны Стадниченко, Суки Чана и Леты Добровольской. Тема социальной утопии, совместной работы и сотворчества появляется в макете «Дом Гигант № 1, № 2, № 3» арт-группировки «ЗИП» (Краснодар), где сравниваются их сезонная международная резиденция на даче в Пятихатках и конструктивистский дом-гигант на проспекте Стачки в Ростове. Общим в истории этих двух абсолютно разных архитектурных моделей становится вера в силу объединения людей. Все эти мотивы соединяются в видео из четырех сюжетов «Пожалуйста, сохраняйте эту воду чистой!» австралийских художников Сони Либер и Дэвида Чесворта (Мельбурн), созданного художниками специально для фестиваля в рамках резиденции в Ростове. Благодаря общению с режиссером театра «18+» Ольгой Калашниковой, они сумели привлечь для съемок местных театральных актеров. Они участвовали наравне с подростками на центральном бульваре во флешмобе с рафинированными позитивными кричалками а-ля: «Прекрасные ростовчане!», а также одна актриса изображала в очереди на автобусной остановке сендвич-мена в одиночном пикете с призывом, нелепо перенесенным построчно «Постарай-Тесь-Не-Бес-Покоиться». Другой актерский дуэт декламировали стихи Велимира Хлебникова на архитектурном памятнике советского конструктивизма Драматическом театре им. М.Горького — этот эпизод следовал за кадрами жителей города, освоивших руины «Парамоновских складов» под несанкционированный открытый общественный бассейн.
Экспозиция центрального проекта состояла из двух частей: первая располагалась в выставочном зале арт-центра MAKARONKA и на сцене театра «18+», вторая — на двух уровнях галереи 16th LINE. Из экзистенциальных переживаний памяти, смерти, времени и страха в работах Анжелики Мисити,Маши Богораз, Алексея Хамова и Миши Бадасян через видео Либер и Чесворта и уличный маршрут из объектов микростритарта арт-группы «Город Устинов» мы попадаем в галерею. Там утверждается право каждого на город, место коллективной памяти и борьбу за них, право на изменение среды вокруг в работах Саши Курмаза, Тимофея Ради, арт-группировки «ЗИП», группы «Партизанинг».
Бюджет фестиваля был ограничен, поэтому мы были вынуждены ряд проектов реализовывать самостоятельно по эскизам или предлагать такие демократичные средства связи как видеозвонок в скайпе. Последнее произошло с немецким перформансистом родом из Ростова Мишей Бадасяном, который на протяжении двух недель фестиваля каждый вечер в течении одного часа слушал посетителей в рамках своего проекта. В экспозиции находилась круглая кабина из полупрозрачной фиолетовой занавеси «ФОБОфобия», в которой каждый посетитель мог непосредственно поговорить о своих страхах, получить моральную поддержку или консультацию.
Экспозиция в галерее 16th line // Фото: Юрий Вернигоров
Некоторых авторов нам удалось пригласить в Ростов, чтобы сделать работы непосредственно в городе. Игорем Поносовым (Партизанинг, Москва) и Сашей Курмазом (Киев) была собрана демонстрация на Театральной площади в самом центре города с транспарантами из срезанных баннеров — «протест против засилия рекламы путем ее насильственного перемещения в несвойственную ей среду, доводя смысл лозунгов до абсолютного абсурда». Тимофей Радя с помощью местных художников оставил на здании примерно на уровне двадцатого этажа текст-напоминание о ценности простых человеческих отношений «Я бы обнял тебя, но я просто текст», который можно обозревать с той же центральной площади. Ростовский художник Даниил Епифанов, стоя посреди площади с картиной, на которой изображен панорамный вид этого же места, предпринял попытку интервьюировать прохожих об этом месте, но потерпел неудачу во всех семи заявленных им местах, оставшись незамеченным.
В фестивале приняли участие более двадцати художников, меньшую часть в списке авторов составили ростовчане. За счет интенсивной работы с резиденциям они получили возможность познакомиться с другими художественными позициями, завязать профессиональные отношения, что служило одной из задач фестиваля. Эта задача ставилась в рамках достижения цели инноваций в области современного искусства и развития локальной арт-среды.
Я часто общалась с посетителями фестиваля и они высказывали разное мнение о нем, однако, многие из них отметили позитивным в «Территории совместных действий» то, что мы показали и рассказали о современном искусстве и художниках, которые «не унижают в своем высказывании достоинство человека»*, а наоборот ориентированы на ценность человеческих отношений и необходимость диалога между всеми представителями общества. Надеюсь, что наше послание было усвоено хотя бы некоторой частью из четырех с половиной тысяч уникальных посетителей фестиваля (по статистике «Территории совместных действий») и они осознают свою ответственность за ту реальность, что мы имеем вокруг.
* из диалога с одним из посетителей фестиваля «Территория совместных действий»
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.