Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.
#Художники на СТАРТе

Кирилл Макаров: Живопись как коммуникация

1 398        0       

О молодом петербургском художнике и его дебютном проекте на площадке «Старт»

25.09.13    ТЕКСТ: 
1238334_579991395390590_1599519474_n

Туман. Холст, масло, 2011

AroundArt.ru при поддержке ЦСИ ВИНЗАВОД и куратора Владимира Логутова начинает цикл материалов о молодых художниках, чьи проекты были отобраны и показаны на площадке  проекта СТАРТ. В первом выпуске – текст Любови Петровой о Кирилле Макарове, петербургском художнике, занимающемся живописью. 

Кириллу Макарову 25 лет. Он закончил Художественно-промышленную академию имени барона Штиглица, больше известную как Муха. У него диплом специалиста по программному дизайну. Зарабатывает на жизнь оформителем витрин роскошного универмага дорогой одежды.

В настоящее время на площадке спецпроекта ЦСИ ВИНЗАВОД по поддержке молодых российских художников СТАРТ проходит его персональная выставка, которая продлится до 6 октября. Название «2» для нее Кирилл придумал сам – оно является попыткой уйти от текстов, избыточно сопровождающих современное искусство. Однако это «2» не лишено лукавства: за ним – зеркальное удвоение, две точки зрения, второй, Другой и много чего еще, включая традицию называть выставки цифрами, начиная с кубо-футуристической «0.10» и заканчивая архитектурными 0-объектами.

Предыдущая персональная выставка Кирилла Макарова «По одному моему желанию» (Aperto Gallery, 29.03 – 10.05.2013) в противоположность текущей была построена целиком на текстах, имплицитно содержащихся в каждой из представленных вещей. Увлечение загадочным циклом французских шпалер XV века о «Даме с единорогом», привело художника к созданию собственного универсума, состоящего из скульптуры (абсолютного идеала), офорта (иллюстративной техники, функционирующей в качестве медиума) и живописи (наиболее приближенной к жизни и являющейся ее аналогом). Повествовательность экспозиции была обусловлена исключительно желанием самого художника, ему была предоставлена полная свобода воплощения своей концепции в рамках отведенного пространства галереи.

Московские критики обратили внимание на петербургского художника после групповой выставки «Трапеза бытия» (RuArts, 31.05. – 14.07.2012). Именно после нее в «Коммерсанте» появилась статья Валентина Дьяконова, в которой Кирилл Макаров выделялся среди других «непокоренных» в качестве чистого живописца, обладающего исключительным чувством цвета. На выставке была представлена серия «Красочная пустота»: обитатели дворов спальных районов Петербурга, увиденные художником с балкона своей квартиры, расположенной на девятом этаже, превращаются в декоративные красочные пятна на фоне духовной пустоты бытия.

Выставка «2», площадка СТАРТ ЦСИ ВИНЗАВОД. Холст, масло, 2013

Мастерская в открытой студии «Непокоренные» у Кирилла с 2011 года. Здесь состоялась первая персональная выставка художника – «Секретный уровень» («Непокоренные», 17.06. – 26.08.2011). В этой выставке присутствовало явное желание подвести некую интеллектуальную конструкцию, однако не очевидную, а открывающуюся, подобно потаенной мысли, только на определенном уровне. Экспозицию сопровождала музыка Стивена Райха, призванная усиливать общее впечатление тревожности, производимое живописью. Прагматических линий у выставки было, как минимум, две: первая, несколько заигрывающая с публикой, позволяла считывать влияние Homo Ludens Хёйзинги; вторая – преследовала профессиональные цели живописца. За внешним слоем – презентации выставки, как некоей сделанной вещи, скрывалось желание получить отзывы о своих работах, обсудить их.

Ответ на вопрос, что думает Кирилл Макаров об искусстве, легче всего получить из его выставок, являющихся для него универсальным средством коммуникации. Участвуя в организации своих экспозиций, Кирилл получает возможность высказаться о том, что занимает его в данный момент.

Большинство работ, после окончания учебы, создаются к определенным проектам, и поэтому могут быть легко объединены в серии. Их можно охарактеризовать как этапы, в ходе которых решались конкретные технические и формальные задачи. Выставки, в этом свете, представляются экспериментами in vivo. Они не являются результатом, но существуют в качестве незавершенного процесса. Именно отсутствием окончательности и определенности, Кирилл объясняет ощущение тревоги и беспокойства, отмечаемые многими (о них писала Лиза Матвеева в связи с выставкой в галерее «Непокоренных», об этом феномене упоминает куратор текущей выставки в ЦСИ ВИНЗАВОД). Сам художник пока не делит свою творческую биографию на периоды, этапы и серии, считая, что еще и не начинал, и все сделанное рассматривает в качестве подготовительного этапа.

15989_579991325390597_1579287978_n

Драка. Холст, масло, 2011

Музыка, звучащая на его выставках («Секретный уровень»; концерт «Choix» в рамках выставки «По одному моему желанию»), абсолютно органична музыкальности его живописных работ. Художник вырос среди музыки – его сестра хоровой дирижер, окончивший Консерваторию Римского-Корсакова. Он сам признается, что в детстве не раз засыпал под ее фортепиано. В планах художника дальнейшее развитие взаимодействия этих двух видов искусства: Кирилл собирается создать визуальное сопровождение концерта камерного хора Festino.

Кирилл не против сравнений, например, с Питером Дойгом и Марлен Дюма, предложенных Павлом Герасименко, и все же он стремится к тому, чтобы сходство было опосредованно культурной традицией. Знание истории искусства и эрудиция дизайнера, в контексте этих целей, являются только материалом для создания своего собственного стиля и манеры.

Его работы часто экспонируются без названий. И в этом нет никакой преднамеренности – просто названия, если таковые и имеются, не несут никаких дополнительных смыслов, представляя собой описания изображенного. Если сами выставки и серии нагружены сложными построениями, то живопись занята сама собой и уже только поэтому сопротивляется слову.

В отличие от большинства художников «Непокоренных» self-management для Кирилла Макарова не является чем-то естественным, очевидно, что ему приходится делать усилие над собой: написание заявок на гранты, активное участие в проектах, поездках – это способ существования искусства в современном мире, и без всего этого обойтись невозможно.

Выставки пока являются основной формой бытования его работ. Но мысль о буржуазном будущем своих картин Кирилла не пугает – они вполне могут дополнять интерьер в частной гостиной или в общественном пространстве.

Как и любому художнику по призванию, ему трудно объяснить, почему он занимается живописью, и почему его живопись фигуративная, ему трудно описать словами то, что легко получается передать пластическим языком искусства, поэтому Кирилл Макаров живописец, а не кто-нибудь другой.

Серия «Секретный уровень». Холст, масло, 2011

Выставка «По одному моему желанию», Aperto Gallery, 2013

Фотографии работ предоставлены Кириллом Макаровым

Проект осуществлен при поддержке:

start_logo_rus-02

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.