Внимание: сайт перестал обновляться в октябре 2022 года и на данный момент существует как архив.

Кейт Гринберг: «Любой, у кого есть вкус и свободная площадка, может сделать выставку»

245        0       

Наталия Протассеня поговорила с куратором выставки «Игра света», объединившей работы российских и американских молодых художников в «Галерее 21» о буднях зарубежного куратора.

24.12.13    ТЕКСТ: 
Работа Диллона ДеУотерса, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Диллона ДеУотерса, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

В ноябре «Галерея 21» выставкой «Игра света» открыла серию совместных проектов с зарубежными художниками и кураторами. В выставке приняли участие российские художники Анна Титова, Сергей Огурцов, Стас Шурипа, Юля Ивашкина и их американские коллеги — Диллон ДеУотерс, Лорн Блайт, Пьер Ле Ор и Эрин О’Киф. Куратором выставки выступила Кейт Гринберг, американский арт-критик и куратор, бакалавра искусств и магистр в сфере фотографии, видео и мультимедиа. Наталия Протассеня поговорила с Кейт о ее опыте независимого кураторства.

Наталия Протассеня: Кейт, скажи пару слов о своем опыте работы с «Галереей 21» и российскими художниками Стасом Шурипой, Аней Титовой, Сергеем Огурцовым и Юлей Ивашкиной?

Кейт Гринберг: Мы прекрасно поработали вместе, Ксения Подойницина, со-основатель галереи, и ее сотрудники очень мне помогали и делали все, что в их силах, чтобы выставка удалась. Мне посчастливилось познакомиться со Стасом и Ксенией в прошлом году в Москве. Они открыли прекрасное новое пространство на Соколе, где мне было приятно сделать выставку. Меня очень расстроило, что я не смогла провести больше времени с художниками, так как обычно я начинаю работать над выставкой за несколько месяцев до монтажа и за это время успеваю несколько раз посетить мастерские. В прошлом году я также познакомилась с Аней Титовой, но мне так и не удалось подробно изучить творчество всех московских художников и быть настолько же глубоко погруженной в российский художественный контекст, как в американский.

НП: Чем ты руководствуешься при выборе художников?

КГ: Я стараюсь проводить собственное исследование и фиксировать для себя каждую работу, которая вызвала у меня интерес. У меня есть постоянно обновляемый список художников, которые меня интересуют, и в свои выставки я всегда стараюсь включать кого-то из этого списка. При работе с фотографией я стремлюсь отыскать работы, которые бы выделялись на общем фоне и расширяли границы современной художественной практики — что, на мой взгляд, объединяет работы всех участников выставки «Игра света».

Экспозиция выставки «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Экспозиция выставки «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

НП: Какова, на твой взгляд, функция куратора сегодня?

КГ: «Куратор» стало очень расхожим и широким понятием: кажется, кто угодно может быть куратором. Сегодня главная функция куратора — находить новые интересные работы, которые заслушивают быть предъявленными зрителю (это также могут быть работы художников, недооцененных при жизни). Мне важно показывать работы художников, в которых я верю, и я всячески стараюсь способствовать развитию их карьеры. Миссия куратора — выявить суть произведения и разъяснить ее, сделать считываемой для аудитории, сократить дистанцию между художником и зрителем. Но это также глубинная работа с контекстом и видением самого художника. Это своего рода уравновешивание всех аспектов, и больше всего здесь меня вдохновляет именно возможность совместной работы с художником.

НП: Какую степень свободы ты предоставляешь художнику при работе над проектом?

КГ: Мне кажется важным предоставить художнику полную свободу воплощения его идей. Как куратор я всегда рада поделиться своим мнением и дать «обратную связь», но художник всегда сам решает, послушать ему меня или проигнорировать мои советы. Это очень тонкий процесс, и он может меняться в зависимости от личных отношений с художником, но это всегда акт со-творчества.

НП: Есть ли у тебя «любимые» медиа, с которыми ты работаешь чаще всего?

КГ: Моя настоящая любовь — это фотография. Я с детства была окружена ей, и мне захотелось получить магистрскую степень именно по этой дисциплине. Это то, в чем я разбираюсь лучше всего. Но меня также интересует абстракция, особенно в техниках графики и коллажа.

Работа Анны Титовой и Стаса Шурипы, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Анны Титовой и Стаса Шурипы, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

НП: Расскажи о своем первом кураторском опыте.

КГ: Первая выставка, где я выступила со-куратором, называлась Женщины Кинси (2008). Выставка проходила в маленьком выставочном зале в Нью-Йоркском Ист-Виллидже и была скорее исторической — мы использовали изображения, взятые из архива. Чтобы организовать все это, мы позвонили в Институт Кинси (Альфред Кинси был ученым, одним из первых исследователей человеческой сексуальности в Америке), связались с институтом в Индиане и работали в одной команде с архивистом и главным куратором института, предоставившими нам широкий выбор изображений, которые мы потом сами смогли напечатать. Мы написали маленький сопроводительный текст и сделали довольно традиционную развеску, потому что использовали фотографии, захватывавшие довольно обширный период времени, все черно-белые. Безусловно, этот опыт кардинально отличался от всех моих последующих кураторских проектов, так как тогда у нас не было задействовано ни одного художника.

НП: Согласна ли ты с утверждением, что именно куратор является носителем социальной ответственности — ответственности перед зрителем за художественное высказывание.

КГ: На сегодняшний день точно нет.

НП: Имеет ли куратор право цензурировать художника?

КГ: Нет, куратор не должен этим заниматься.

Работа Пьера Ле Ора, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Пьера Ле Ора, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

НП: Нужен ли художнику куратор при создании персональных проектов (не ретроспективных)?

КГ: Я не считаю, что художнику непременно необходимо работать над проектом вместе с куратором, но иногда очень важно найти в лице куратора внимательного слушателя, который не так эмоционально привязан к проекту, контексту и возможным способам его экспонирования, как художник. Мои кураторские проекты — это всегда работа в команде с художником, где мы находимся в состоянии постоянного диалога, где я пытаюсь нащупать, что является самым важным для художника. Куратор — это точка опоры для художника, это своего рода редактор, организующий проект в целом.

НП: В Соединенных Штатах гонорар куратору — это обычная практика? Возможно ли быть независимым кураторам и существовать на этот доход?

КГ: Конечно, это зависит от многих факторов. По большей части, независимые кураторы (пока они не добились широкого признания) имеют весьма скромный доход. Для меня кураторство — это дело жизни, и я надеюсь, что моя карьера будет продолжительной и успешной, но пока, помимо кураторских проектов, мне приходится также заниматься продвижением художников, галерей и изданий, чтобы как-то себя поддержать.

НП: Какое образование оптимально для дальнейшей работы в качестве куратора в Америке?

КГ: На самом деле любой, кто имеет такие амбиции, может стать куратором, но хорошее образование, которое сможет послужить базой для дальнейшей куратосркой практики, безусловно, не лишнее. Сейчас возникает все больше программ обучения кураторству, также существует масса организаций по поддержке независимых кураторов. Кейт Фаул, новый главный куратор ЦСК «Гараж» раньше управляла очень значимой некоммерческой организацией Independent Curators International в Нью-Йорке. Но, как я уже говорила, любой, у кого есть вкус и свободная площадка, может сделать выставку.

НП: Существуют ли наиболее «выигрышные» темы для получения кураторских грантов?

КГ: Я не знаю, какие темы сегодня считаются наиболее выигрышными. Мне кажется, что в резиденциях для кураторов ищут необычные идеи, которые выделяются на общем фоне. При работе над подобного рода заявками возникает мотивация задействовать самых разных художников, и мне кажется, что этот опыт очень полезен.

Работа Эрин О’Киф, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Эрин О’Киф, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Лорн Блайт, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Лорн Блайт, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Сергея Огурцова, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Сергея Огурцова, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Юлии Ивашкиной, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Юлии Ивашкиной, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Лорн Блайт, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Работа Лорн Блайт, «Игра света», Галерея «21», Москва, 2013 // Фото: галерея «21»

Новости

+
+
 

You need to log in to vote

The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.

Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.