Куратор Наталия Протассеня поделилась опытом участия в одном из первых проектов Департамента культуры Москвы по развитию культурной жизни спальных районов — «Округа. Культурный путеводитель».
В ноябре прошлого года начала активную работу программа Департамента культуры города Москвы по модернизации деятельности государственных галерей и выставочных залов, расположенных в спальных районах за пределами 3-го транспортного кольца. Цель такой модернизации — развитие культурной жизни в этих районах. Рупором этой деятельности на организационном уровне стало объединение «Выставочные залы Москвы» под кураторством Георгия Никича. В качестве одной из первых программ объединения был осуществлен проект «Округа. Культурный путеводитель». AroundArt попросил куратора Наталию Протассеню поделиться своим опытом участия в проекте.
Как немногие, наверное, знают, в декабре ушедшего года в Москве был реализован мало кем замеченный, но любопытный проект под названием «Округа. Культурный путеводитель». Инициаторами проекта выступили Департамент культуры города Москвы совместно c Московским агентством по развитию территорий средствами культуры. «Округа. Культурный путеводитель» был призван стать отправной точкой большого нового проекта по модернизации и внедрению новых форматов культурных практик в деятельность государственных галерей, расположенных в отдаленных районах Москвы, и ознаменовать начало новой жизни выставочных залов трех административных округов — Северного, Восточного и Юго-Западного. Мне посчастливилось поучаствовать в этом своеобразном арт-эксперименте, прецедентов которому в Москве практически не было, если не считать экспозиционные опыты 80-х — 90-х годов, на которые пришелся период расцвета периферийных выставочных залов, а также отдельные истории образования таких арт-кластеров, как ЦСИ «Винзавод», ARTPLAY, ЦТИ «Фабрика», Дизайн-завод FLACON, новорожденный ЦСИ «СОКОЛ» и немногие другие.
Все началось с того, что мне позвонил куратор объединения «Выставочные залы Москвы», искусствовед Георгий Никич и предложил поучаствовать в создании фестиваля «Округа. Культурный путеводитель» в качестве независимого куратора одного из проектов — параллельно со мной над проектом работали молодые кураторы Олеся Маляр и Анна Нистратова. Этот опыт показался мне привлекательным, тем более, что цели он преследовал исключительно благородные — создание очагов культурного притяжения в среде, не привычной к присутствию культуры в целом, а уж современного искусства — и подавно. Работа с неподготовленной аудиторией и сложными для экспонирования площадками, а также особый контекст агрессивной городской среды московских спальных районов представлялся заманчивым вызовом, тем более, что на западе public realm commissions прочно вошли в современную кураторскую практику.
Концепция моего проекта, стараниями Департамента культуры получившего неоднозначное название «Вход в город», заключалась в простой идее исследования проблем повседневности в условиях депрессивной среды микрорайонов современного мегаполиса и предлагала зрителю несколько взглядов на окружающую действительность. При работе с определенной аудиторией, воспринимающей словосочетание «современное искусство» на уровне клише, наполненного негативными ассоциациями, мне было важно донести идею о повседневном опыте, едином для зрителя и художника, тем самым сократив дистанцию между зрителем и произведением.
Впервые столкнувшись с задачей сообщения художественного высказывания неподготовленному зрителю, было довольно сложно перестроить собственную оптику. Я могу даже сказать, что подобная адаптация была самой тяжелой частью проекта и одновременно критерием его успеха.
Проект представлял собой трехчастное фотографическое высказывание Кирилла Савченкова, Сергея Браткова и Ивана Михайлова на тему сосуществования с повседневной действительностью московской периферии. Работы Ивана Михайлова из серии «Мегаполис», посвященные молодым людям, приехавшим в Москву из отдаленных городов России в поисках лучшей жизни, были экспонированы под открытым небом в одном из парков САО, неподалеку от общежития местного медицинского института. Незамысловатые и трогательные портреты людей, вынесенные на всеобщее обозрение, подобно средневековым площадным зрелищам, были призваны сконструировать для зрителя ситуацию отождествления себя с объектом искусства.
Проект Сергея Браткова «Незнайки на Луне» — ироничные портреты жителей ВАО, которые художник делал в течение нескольких лет, прогуливаясь по местному рынку, снабжены подписями вроде: «Чета Пинхасовых не догадывается, что счастливо доживет до 140 лет, а затем будет криобальзамирована за государственный счет» или «Вера и Саша не подозревают, что вошли в финал теле-шоу „Танцуем, как кошки“». Братков вообще художник довольно беспощадный, а экспонированные непосредственно в среде, работы звучали еще жестче, но это был именно тот эффект электрошокера, которого нам хотелось добиться — прийти в спальный район и показать ему его же лицо. Для пущего контраста под проект Браткова была выбрана нетривиальная площадка — Дом купца Носова на Электрозаводской улице, особняк ХIХ века в стиле модерн, откуда нас, к слову сказать, чуть не выгнали.
Выставка Кирилла Савченкова проходила в волшебном месте под названием Культурный центр «Вдохновение» — бывший кинотеатр «Ханой», откуда совсем недавно прогнали располагавшийся там мелкий бизнес вроде зубного кабинета. Площадка, никоим образом не предназначенная для экспонирования современного искусства, но в то же время сохранившая аутентичный пост-советский шарм и запах кошек в главном фойе, органично вписалась в проект Савченкова, посвященный художественному исследованию топографии района Ясенево и опытам психологического взаимодействия человека со структурными элементами среды. Правда, пришлось пойти на хитрость: погасить свет в неприглядных уголках здания и точечно подсветить нужные нам пространства. Выставка Савченкова «Анабасис» состояла из фотографических и 3D-инсталляций, аудио и видео и была рассчитана скорее на теоретически подкованного зрителя, частично отсылая к истории психогеографии и философским текстам Бадью. На открытии, сопряженном с аудиоперформансом Кирилла, где он рассказывал личные истории о районе, давал экспликации к своим работам и интерпретировал важные для себя философские понятия, жителей района Ясенево практически не было. Получился вернисаж «для друзей», которые смогли преодолеть себя и выбраться, наконец, из центра. Впрочем, невелика вероятность, что кто-то из местных сумел дойти до выставки в другие дни ее работы, потому что найти ее в «Ханое» было практически невозможно — нам выделили фойе малого кинозала на втором этаже (тот самый бывший зубной кабинет). К тому же, в первозданном виде выставка проработала всего неделю из запланированных двух, так как руководству КЦ «Вдохновение» срочно понадобилось декорировать здание к новогодним праздникам, и наша экспозиционная площадка покрылась лампочками, скульптурами, пещерами и новогодней мишурой, а подиум с дорогущей пластификацией рабочие решили использовать в качестве стола под инструменты. Смотреть на это было невыносимо, выставку пришлось демонтировать.
До сих пор остается непонятным, почему позитивная во всех отношениях инициатива государства по развитию культурной жизни Москвы за пределами 3-го транспортного кольца, предполагающая большие затраты сил, времени и средств, превратилась в очередной проект «для галочки», не замеченный ни местным сообществом, для которого все это создавалось, ни профессиональным сообществом, до которого эта информация просто не дошла — на пресс-конференции, посвященной проекту, не было ни одного представителя профильных СМИ. Но недостаток информационной поддержки — не самая большая проблема проекта. Есть вещи посерьезнее — а именно, неготовность площадок воспринимать насаждаемые «сверху» попытки мордернизации формата работы. Техническая неприспособленность площадок к экспонированию современного искусства не идет ни в какое сравнение с нежеланием площадок это искусство на своей территории видеть. Если бы не тяжелая артиллерия в лице Департамента культуры, нас с нашими проектами не пустили бы даже на порог. Это и есть ключевой момент, на котором может погореть вся история с возрождением выставочных залов Москвы. Просвещенной культурной политики государства недостаточно, пока единственным мотиватором на местах остается желание угодить Департаменту. Преодоление инертности площадок и налаживание коммуникации с местным сообществом — главные шаги на пути преобразования этих мест в более или менее актуальные современному художественному процессу. А это предполагает не только наличие квалифицированных арт-менеджеров, кураторов, искусствоведов, пиарщиков, но и повышение базового уровня грамотности и погружения в современную художественную практику на местах. Что, как выяснилось, помимо значительных затрат бюджета, требует массы сил, огромного количества энергии и энтузиазма, работы целой команды суперпрофессионалов, умеющих грамотно справляться с государственным заказом. Вопрос, есть ли среди нас такие?
Фотографии предоставили Иван Михайлов, Сергеей Братков, Алина Гуткина, Татьяна Сушенкова
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.