На минувшей неделе стало известно: Музей дизайна больше не будет базироваться в ЦВЗ «Манеж». Почему Музей остался без дома, не ждет ли та же судьба «МедиаАртЛаб» и не вернутся ли на цокольный этаж «Манежа» ярмарки меда?
На минувшей неделе стало известно: Музей дизайна больше не будет базироваться в ЦВЗ «Манеж». Такое решение было принято новым директором выставочного зала Андреем Воробьевым. Музей дизайна, как и Музей «Книга художника» и Музей экранной культуры, появились в «Манеже» в ноябре 2012 года по инициативе бывшего арт-директора «Манежа» Марины Лошак. Три музея заняли площади на цокольном этаже, где регулярно проводили выставки под своей эгидой. Так, за год Московский музей дизайна представил три проекта – «Советский дизайн 50–80-х», «Дизайн упаковки. Сделано в России», «Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма». Эти выставки были одной из первых попыток анализа и показа современного российского и советского дизайна. Кроме того, они пользовались популярностью у зрителей – если говорить об эффективности Музея. Так почему Музей дизайна остался без дома, не ждет ли та же судьба «МедиаАртЛаб» и не вернутся ли на цокольный этаж «Манежа» ярмарки меда и шуб, – эти вопросы AroundArt задал непосредственным участникам процесса.
Сейчас цокольный этаж «Манежа» занят выставкой китайского видеохудожника Яна Чженьчжуна «Вечное возвращение». Хит выставки – московская версия проекта I will die, оригинал которого был показан на 52-й Венецианской биеннале и в рамках выставки «Размышляя о смерти», прошедшей, кстати, там же – на цокольном этаже «Манежа», в Музее экранной культуры. Сейчас он занимает скромное место на балконе на втором этаже. Музей «Книга художника» переехал вместе с Мариной Лошак в ГМИИ им. Пушкина, и теперь показывает свои проекты в Отделе частных коллекций. Конфликт с Музеем дизайна у нового руководства «Манежа» возник еще в декабре 2013 года, тогда предметом разногласий стала выставка «Дизайн и спорт», которую Музей готовил как Олимпийскую. Арт-директор «Манежа» Андрей Воробьев отказался включать Музей дизайна в число организаторов выставки, а также размещать их логотипы на афишах, аргументировав это тем, что таково условие Олимпийского комитета, являющегося спонсором проекта. Вторым камнем преткновения стала другая выставка – «Премия “Джамиль”», арабское искусство из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта. В этом случае Воробьев высказал те же претензии: Музей дизайна практически ничего не сделал для организации проекта, а значит «Премия “Джамиль”» будет проходить исключительно под брендом «Манежа». Обе выставки значатся в планах «Манежа» на 2014 год. «Дизайна и спорта» как такового больше нет, «олимпийская» выставка под названием «Сезон побед» и откроется 7 февраля, «Премия “Джамиль“» – 23 июля. Упоминаний Музея дизайна в анонсах нет.
Андрей Воробьев, арт-директор МВО «Манеж»
Говорить об уходе Музея дизайна из «Манежа» неправильно: у Музея не было ни постоянной экспозиции, ни фондохранилищ. Музей дизайна – частное учреждение культуры, между ним и государственным бюджетным учреждением культуры «Манеж» был заключен договор о сотрудничестве, которое предполагало подготовку выставочных проектов. Договор был заключен на год, он истек, и мы приняли совместное решение его не продлевать. Но это не значит, что Музею дизайна путь в «Манеж» закрыт: если они предложат интересный выставочный проект, то мы можем включить его в наш план и реализовать. В этом никакой проблемы нет.
Решение о непродлении контракта было принято потому, что у «Манежа» и Музея дизайна нет совместных проектов. Хотя предполагалась реализация двух проектов. Первый – выставка «Дизайн и спорт», посвященная Олимпиаде. К сожалению, условия, на которых нам было предложено сотрудничество по этой выставке, не устроили «Манеж». Второй проект – выставка исламского искусства «Премия «Джамиль»» из музея Виктории и Альберта. Действительно, в первый день моей работы на этом месте Санькова (директор Музея дизайна – прим.) привела ко мне Линду Ллойд Джонс, начальника выставочного отдела музея Виктории и Альберта. Проект, как оказалось, состоит в том, что Музей Виктории и Альберта готовит эту выставку с фондом семьи Джамиль. Они полностью отбирают контент, художников, экспонаты. МВО «Манеж» оплачивает этот проект, организовывает логистику, пиар. Я не понял, в чем будет состоять участие Музея дизайна в этом проекте, а с Линдой, простите, я знаком много лет лично. Проект «Премия «Джамиль»» даже не предполагает никаких кураторских внедрений с чьей-либо стороны. Это я могу сказать вам совершенно точно: мы, например, хотели расширить экспозицию, но отклика не нашли. То есть это полностью готовый иностранный проект. Еще один проект, который мы обсуждали с Музеем дизайна, – это выставка, посвященная британскому дизайну, но до сегодняшнего дня я его в виде проекта не видел, только в виде идеи.
Что касается выставки «Дизайн и спорт», то Музеем дизайна была представлена презентация этого проекта, и мы были готовы его реализовывать. Но нужно понимать, что этот проект делается на государственные деньги и требует очень жестких согласований со стороны Олимпийского комитета России, который внимательно следит за всеми партнерствами, за тем, кто является организатором проекта, соорганизатором и так далее; мы согласовываем с ним все афиши и рекламные буклеты. Со стороны Музея дизайна, в свою очередь, был выдвинут ряд четких, жестких и понятных условий, выполнение которых мы в такой ситуации гарантировать не могли. Поэтому мы приняли совместное решение, потеряв, правда, месяц времени, не реализовывать проект «Дизайн и спорт». Мы от него полностью отказались, а выставку «Сезон побед», которая откроется 6 февраля, придумала кураторская команда «Манежа». Эта выставка посвящена символике олимпизма, и тема дизайна в ней никак не просматривается.
«Манеж» нацелен на проведение качественной выставочной деятельности. Никаких фестивалей еды или промышленных выставок-ярмарок в центральном «Манеже» мы проводить не будем, только культурные и художественные мероприятия. Кроме того, со стороны правительства Москвы, нашего учредителя, на нас лежат некоторые обязательства. Так, мы принимаем Урбанистический форум и Съезд предпринимателей. Кроме того, традиционно в ноябре мы принимаем форум «Православная Русь», приуроченный ко Дню национального единства. В прошлом году в рамках форума прошла выставка «Романовы». У нас есть план делать подобные мероприятия совместно с РПЦ вплоть до 2018 года. Но это краткосрочные проекты, не больше трех недель в ноябре.
В перспективе, в 2015 или 2016 году, мы собираемся сделать свою ярмарку современного искусства. Но на сегодняшний день мы не готовы к этому: это очень сложное по своему формату мероприятие. Сейчас мы присматриваемся, пробуем. В 2014 году мы примем на своих площадках три разных мероприятия подобного типа – это ярмарка Cosmoscow, аукцион Vladey и Салон изящных искусств. Мы хотим посмотреть, как это будет выглядеть на площадке «Манежа», насколько это годится для нас, можем ли мы делать собственную ярмарку и какой она должна быть. Возможно, в дальнейшем мы откажемся от проведения этих мероприятий, а может, они так впишутся в наш формат, трансформируются, что будут проводиться ежегодно. Сейчас мы этого не знаем. В любом случае, 90 процентов мероприятий, которые будут проходить в стенах «Манежа», будут связаны с культурой и искусством.
Александра Санькова, директор Московского музея дизайна
Для нас было огромным счастьем находиться в «Манеже». Представляете, какая это удача – делать первые выставки в «Манеже»? Мы очень благодарны Марине Лошак за то, что она нас туда позвала, а директор Департамента культуры Сергей Капков это решение поддержал. Новое руководство «Манежа» видит другую концепцию ЦВЗ «Манеж» – других музеев и брендов на ней быть не должно. Даже несмотря на то, что эти музеи имели неплохую посещаемость.
Трудности взаимодействия с новой дирекцией «Манежа» начались, когда мы готовили спортивную выставку. До этого, когда директором МВО «Манеж» была Марина Лошак, Музей дизайна значился организатором проектов, а «Манеж» – партнером. При Андрее Воробьеве все изменилось: «Манеж» стал организатором, а мы – партнерами своих собственных проектов. На выставке «Дизайн и спорт» нам и вовсе предложили быть субподрядчиками, отказав даже в логотипе на афишах. Отсутствие логотипа Воробьев объяснил тем, что Олимпийский комитет не согласовал его, хотя мне в Олимпийском комитете эту информацию не подтвердили. Зачем музею делать выставку не под своим брендом, не числясь ее организатором? Музей дизайна – частное некоммерческое учреждение культуры, мы не являемся частью «Манежа», мы не получаем зарплат, мы все работаем ради идеи, мы все – волонтеры. Концепция спортивной выставки скорее всего сильно изменилась, не имею представления, что и в каком виде в итоге будет реализовано. Наш арт-диретор Степан Лукьянов в процессе подготовки выставки придумал гениальную идею – сделать экспозицию-инсталляция в виде стадиона, на котором будет стоять экран для прямых трансляций и показов видеохроники.
Что касается выставки «Премия «Джамиль»», то это проект подготовленный музеем Музея Виктории и Альберта, и мы должны были выступать партнерами (дизайн экспозиции, полиграфия и так далее). «Манеж» решил реализовать этот проект без нашего участия, но мы уважаем позицию партнеров и считаем, что в любой ситуации, даже при невозможности реализации или изменении изначальных договоренностей, сохранение позитивных и партнерских отношений – самым главным в работе. Руководство «Манежа» не видит почвы для дальнейшего сотрудничества, и мы понимаем, что для нас настал новый период в жизни. Я хочу сказать, что мы ни о чем не жалеем и начинаем новую жизнь. Мы находимся в поисках нового дома и ведем переговоры с Департаментом культуры и с другими музеями. Но мы не прекращаем заниматься проектами. Скоро мы запустим проект «История русского дизайна в мобильном зале», который стартует в апреле в Москве и проедет по шести городам. В мае будем показывать советский дизайн в Милане, в планах — Лондон и Эйндховен. А сейчас вместе с галерей «Проун» мы готовим выставку «Спорткульт», которая открывается 5 февраля в 19:00.
Ольга Шишко, заместитель ген. директора по инновациям в современном искусстве МВО «Манеж»
Я с большим сожалением отношусь к тому, что концепция трех музеев на цоколе (Музей книги, Музей экранной культуры, Музей дизайна) больше не существует в «Манеже». Эта идея была свежей и работала на зрителя. В один вечер мы показывали три разные истории – авангардные видео и современные инсталляции, дизайн и иллюстрации художников к литературным произведениям. Это нравилось и ребенку, и старику, и непрофессионалу, и профессионалу. Это было интересно и профессионалам, и широкой аудитории всех возрастов. Человек, пришедший на выставку, всегда получал разносторонний взгляд на искусство, представление о множественности его практик.
Решение с тремя музеями на цокольном этаже было удачным и с точки зрения пространства. Этот этаж очень сложный, там огромное пространство, и хорошо его организовать можно либо используя его вот так разнопланово, либо заняв его одним масштабным проектом.
Музей дизайна очень молодой, но у них получилось сделать отличные выставки. Я помню, что на «Советском дизайне» были толпы зрителей. Они хотят быть самостоятельными — так что у них все получится, они найдут свое место и будут успешными.
Что касается сотрудничества МВО «Манеж» и «МедиаАртЛаб» то мы создали совместный проект – Музей экранной культуры Манеж/МедиаАртЛаб. Это был дипломатический шаг, консолидация. Мне пришлось отказаться от должности директора «МедиаАртЛаб», но я считаю, что это оправдано. Произошла разумная состыковка проектов, и мы от этого только выиграли: пространство «Манежа» удивительное, нам очень удобно проводить здесь многие проекты: Открытую школу «Манеж/МедиаАртЛаб», международный симпозиум Pro&Contra.
Наша деятельноcть в ближайшее время будет сконцентрирована на образовательных и исследовательских проектах, выставочную деятельность придется сократить. На балконе второго этажа, где сейчас проходят выставки в рамках проекта «Большие надежды», мы создадим медиатеку, библиотеку, маленький кинотеатр для премьерных показов видеоработ и киноавангарда, там же будет находиться рабочая зона студентов и преподавателей Открытой школы. Балкон будет работать в новом режиме — из выставочной площадки он превратится в исследовательский, образовательный центр.
Выставки в рамках цикла «Большие надежды», я думаю, будут продолжаться до июля, открытия будут проходить 21 числа каждого месяца. Вслед за Ромой Мокровым, Женей Гранильщиковым и Диной Караман, мы покажем выставку Димы Венкова и Антонины Баевер. Мне нравится этот проект, и, возможно, он будет продолжен на другой площадке МВО «Манеж». А затем в этом пространстве начнется долгожданное строительство Медиатеки.
Другой наш масштабный проект мы готовим уже полтора года – это выставка«Золотой век русского авангарда» Питера Гринуэя и Саскии Боддеке, 18-ти экранная мультимедиа-инсталляция, которая будет создана специально для главного зала ЦВЗ «Манеж».
Что касается этой выставки, то это полностью продакшн МВО «Манеж» и мы, как Музей экранной культуры, рады, что этот станет одним из ключевых проектов «перекрестного года» культур России и Великобритании. Таких проектов будет не много.
В этом году мы решили изменить и формат «Медиа Форума» ММКФ. Инновации в кино (авангардные традиции Сергея Эйзенштейна и нейрокино) будет соседствовать с проектом Открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб» – реинактмент пьесы А.В.Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Это будет синтез кино, театра и танца. Финансирует эту постановку Минкульт по программе «Инновация».
Но нужно помнить, что «Манеж» это не только ЦВЗ «Манеж», это и другие выставочные площадки – «Рабочий и колхозница», «Новый Манеж» и другие. Так, выставка студентов Открытой школы будет проходить именно в «РиК». Так что выставочная деятельность нашего подразделения также не прекращается.
The blog owner requires users to be logged in to be able to vote for this post.
Alternatively, if you do not have an account yet you can create one here.